Дорожно-транспортные травмы. Частота и факторы риска
Как уже отмечалось, в нашей стране дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной смертности вследствие травматизма и второй по значимости причиной получения несмертельных травм. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 45 тыс. человек, 357 тыс. пострадавшим требуется госпитализация, и свыше 4 млн человек обращаются в пункты оказания неотложной медицинской помощи, что в среднем эквивалентно 123 смертельным и более чем 10 тыс. несмертельных травматологических случаев в день.
Несмотря на то что с 1993 по 1996 гг. наблюдался небольшой (2%) рост количества смертей вследствие дорожно-транспортных происшествий, на сегодняшний день данный показатель для всех возрастных групп является более низким, чем в 1985 г. Исключение составили лишь лица пожилого возраста старше 85 лет, среди которых уровень смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий в 1999 г. был выше, чем в 1985 г.
Данный факт можно объяснить увеличившейся мобильностью представителей этой возрастной группы. Лица в возрасте 75 лет и старше подвержены относительно высокому риску смертности вследствие травматизма, связанного с транспортом (24, 9 случая на 100 тыс. населения в возрасте от 75 до 84 лет и 28,8 случая на 100 тыс. населения в возрасте от 85 лет и старше).
К группе наибольшего риска получения как смертельных, так и несмертельных травм в результате дорожно-транспортных происшествий относятся подростки и молодые люди. Количество связанных с дорожно-транспортными происшествиями смертельных случаев, случаев госпитализации и случаев обращения в пункты оказания неотложной медицинской помощи среди представителей этой возрастной группы в два раза превышает суммарное значение соответствующих показателей по всем остальным возрастным группам.
Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, являются основной причиной смерти белых мужчин в возрасте от 15 до 24 лет и второй по частоте (после огнестрельных ранений) причиной смерти чернокожих мужчин аналогичного возраста. Лишь в Новой Зеландии соответствующий показатель явился более высоким, нежели в США (63 случая на 100 тыс. населения и 41 случай на 100 тыс. населения соответственно).
Вероятность гибели в результате дорожно-транспортных происшествий для мужчин более чем в два раза превышает соответствующий показатель для женщин, причем среди подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 44 лет данное соотношение составляет как минимум 3:1.
Случаи госпитализации вследствие дорожно-транспортного травматизма чаще наблюдаются среди мужчин моложе 45 лет, хотя по сравнению со смертельными случаями различия, связанные с полом, здесь не столь велики. Как для мужчин, так и для женщин старше 45 лет вероятность госпитализации вследствие попадания в дорожно-транспортное происшествие практически одинакова.
К факторам, повышающим вероятность автомобильной аварии, относятся несоблюдение скоростного режима, неустойчивость автомобиля, неисправность тормозов, а также плохое состояние дороги и вождение в состоянии алкогольного опьянения. В момент аварии вероятность получения травм и потенциальная степень их тяжести зависят от скорости, на которой произошло столкновение, от ударопрочности автомобиля, а также от наличия/отсутствия защитных и ограничительных приспособлений, таких как ремни безопасности, подушки безопасности и шлемы.
Использование поясных и плечевых ремней безопасности пассажирами, сидящими на переднем сиденье, понижает вероятность получения ими смертельных травм на 45% и вероятность получения травм средней степени тяжести или тяжелых травм на 50%. В 2006 г. проект закона об обязательном использовании ремней безопасности пассажирами автомобилей был подготовлен во всех штатах США, за исключением Нью-Хэмпшира, однако лишь в 22 штатах и в округе Колумбия соответствующий закон вступил в силу. Наличие водительской подушки безопасности наряду с использованием водителем ремней безопасности дополнительно ведет к снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий на 51%.
В 2004 г. в США более чем 157 млн легковых автомобилей и легких грузовиков были оснащены подушками безопасности водителя; из них 139 млн имели двойные подушки безопасности. На сегодняшний день очевидно, что подушки безопасности способствуют заметному снижению уровня смертности и существенному сокращению количества серьезных повреждений головы и органов грудной клетки (на 75% и 66% соответственно). Согласно подсчетам Национальной администрации безопасности дорожного движения США (National Highway Traffic Safety Administration; далее в тексте — NHTSA), использование подушек безопасности в 1987-2004 гг. сохранило жизнь 16904 человекам.
Несмотря на то что меры по борьбе с вождением в состоянии алкогольного опьянения в определенной степени способствовали снижению уровня дорожно-транспортного травматизма, среди подростков и молодых людей алкоголь продолжает оставаться существенным фактором, приводящем к гибели в автомобильных катастрофах. В 2005 г. около 39% всех случаев дорожно-транспортных происшествий, приведших к смерти людей, были связаны с употреблением алкоголя (т. е. концентрация алкоголя в крови водителя, пассажира, пешехода или велосипедиста составляла 0,01 г/децилитр и более).
Уровень содержания алкоголя в крови водителей всех возрастов, попадавших в аварии со смертельным исходом, наиболее высок среди водителей мотоциклов (концентрация алкоголя в крови в размере 0,08 г/децилитр и более отмечалась у 27% из них), и наиболее низок среди водителей грузовиков (1%). Начиная с 1985 г. уменьшение данного показателя наблюдалось среди всех возрастных групп; наиболее заметным (с 47% до 13%) явилось оно среди водителей в возрасте 16-20 лет.
Согласно подсчетам NHTSA, законы, устанавливающие минимальный возраст, начиная с которого разрешено употребление спиртных напитков, способствовали сокращению числа дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом с участием водителей в возрасте 18-20 лет более чем на 13%.
Тем не менее в 2000 г. расходы, понесенные в результате дорожно-транспортных происшествий, связанных с употреблением алкоголя, составили 21% всех расходов вследствие транспортных аварий без смертельного исхода, и 46% всех расходов вследствие дорожно-транспортных происшествий, приведших к смерти людей. В целом это эквивалентно 22% всех расходов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, что в пересчете на денежный эквивалент составляет более 50 млрд долларов.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Огнестрельные травмы. Частота и смертность"
Оглавление темы "Травматизм. Профилактика":- Специфика тяжести современных травм. Частота
- География травматизма. Изменение видов травм во времени
- Дорожно-транспортные травмы. Частота и факторы риска
- Огнестрельные травмы. Частота и смертность
- Травмы в результате падений. Частота и смертность
- Профилактика травматизма. История
- Меры по профилактике травматизма. Профилактическая программа
- Этические проблемы профилактики травматизма. Несогласие населения с законами
- Проблемы профилактики травматизма. Интересы бизнеса и травмы
- Профилактика автомобильных травм. Безопасность автомобилей и пассажиров