Проблемы профилактики травматизма. Интересы бизнеса и травмы

Даже при том условии, что меры по предотвращению серьезных травм обоснованы с финансовой и научной точек зрения, их правительственное одобрение и общественное признание нередко осложняется разнообразными политическими моментами. В некоторых случаях попытки изменить поведение людей встречают сопротивление со стороны отдельных сегментов общества.

Например, принятие законов об обязательном ношении мотоциклетных шлемов часто оспаривается сообществами мотоциклистов. Чередование периодов действия и отмены законов о мотоциклетных шлемах обусловлено не только (и не столько) прениями по вопросам этики, сколько политическим противостоянием объединений мотоциклистов и сторонников безопасности дорожного движения.

В других случаях внедрению мер безопасности препятствовали усилия тех лиц, которые видели в этом угрозу своим финансовым интересам. Например, одним из основных достижений по улучшению безопасности дорожного движения за последние десятилетия было принятие Федеральных стандартов безопасности на автомобильном транспорте (FMVSS; англ. Federal Motor Vehicle Safety Standards).

Подсчитано, что благодаря действию данных стандартов, вступивших в силу в 1960-х годах, ежегодно оказываются спасеннными 10-20 тыс. жизней. Несмотря на эффективность подобных мер, их осуществлению часто препятствуют кампании по лоббированию своих интересов, проводимые представителями автомобильной промышленности, или противостояние со стороны членов правительства, настроенных против принятия соответствующих законодательных актов.

Другой пример политического противостояния представляют собой попытки провести закон, согласно которому максимальная температура нагрева воды в бытовых нагревателях не должна превышать 50°С. Как будет показано ниже, это является эффективной мерой по предотвращению ожогов у маленьких детей. Первоначально обсуждение такого законопроекта проходило на уровне отдельных штатов.

Несмотря на то что предлагаемые меры не требовали больших расходов и при этом обещали значительный положительный эффект, принятие соответствующего законопроекта нередко встречало сопротивление. В частности, подробно запротоколированы этапы политической борьбы, развернувшейся в штате Висконсин вокруг законопроекта о температуре воды в водонагревателях. Противники данного законопроекта утверждали, что он нанесет вред бизнесу.

профилактика травматизма

Несмотря на то что речь в данном случае шла о законе, действующем на уровне отдельного штата, его принятию также препятствовало политическое давление со стороны общенациональных структур. Так, Ассоциация производителей бытовых газовых приборов заявила о том, что такой закон означает чрезмерное вмешательство государства в их бизнес.

Это противостояние в итоге было преодолено благодаря лоббированию этого законопроекта со стороны нескольких структур, в том числе Медицинской ассоциации штата Висконсин и местного отделения Американской академии педиатров; также была проведена общественная кампания по сбору подписей в поддержку принятия данного законопроекта.

К сожалению, нередко встречаются и противоположные примеры. В их числе — противодействие закону о рекламе алкоголя со стороны производителей и дистрибьютеров спиртных напитков. Другим, еще более ярким примером, является мощное противодействие любым усилиям, направленным на ограничение оборота огнестрельного оружия, со стороны Национальной оружейной ассоциации и производителей оружия, которые, в том числе, препятствовали закрытию выставки-продажи, под прикрытием которой осуществлялась закупка оружия криминальными элементами.

Для сокращения смертности и нетрудоспособности вследствие травматизма недостаточно профилактических программ, нацеленных на предотвращение специфических травм, так как данная задача связана с решением серьезных общественных проблем. Практически любой вид травм встречается чаще среди представителей более низких социальных слоев. Социальное неравенство, лежащее в основе данной статистики, также является проблемой, требующей принятия соответствующих мер.

Как пишут Кристоффель и Галлахер в недавно опубликованной книге «Профилактика травматизма и здравоохранение»: «Действительно эффективные меры по профилактике травматизма бросают вызов самим основам существующего положения вещей. Результативная профилактика травм предполагает, в частности, участие рабочих в принятии производственных решений, учет мнения населения относительно земельной политики, справедливое распределение рисков. Это опасные идеи, ибо они противоречат свободной конкуренции в условиях рынка.
И тем не менее они являются необходимым условием конструктивных перемен в профилактике травматизма».

Описанные политические проблемы, возникающие на пути реализации проектов по профилактике травматизма, свидетельствуют о том, что участники профилактических программ должны владеть навыками лоббирования и отстаивания своих интересов. Для этого необходимо выступать в органах законодательной власти; вести закулисные переговоры в качестве физического лица или с помощью организаций (например, профессиональных ассоциаций); публично опровергать бездоказательные аргументы противников (например, утверждения, что использование мотоциклетных шлемов увеличивает риск попадания в дорожно-транспортное происшествие), а также привлекать поддержку широкой общественности.

Одновременно с этим сторонники мер профилактики травматизма должны разработать научно обоснованные предложения по улучшению защиты человека от травм, которые будут одобрены обществом еще до того, как вступит в силу соответствующий закон.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Профилактика автомобильных травм. Безопасность автомобилей и пассажиров"

Оглавление темы "Травматизм. Профилактика":
  1. Специфика тяжести современных травм. Частота
  2. География травматизма. Изменение видов травм во времени
  3. Дорожно-транспортные травмы. Частота и факторы риска
  4. Огнестрельные травмы. Частота и смертность
  5. Травмы в результате падений. Частота и смертность
  6. Профилактика травматизма. История
  7. Меры по профилактике травматизма. Профилактическая программа
  8. Этические проблемы профилактики травматизма. Несогласие населения с законами
  9. Проблемы профилактики травматизма. Интересы бизнеса и травмы
  10. Профилактика автомобильных травм. Безопасность автомобилей и пассажиров

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: