Профилактика травматизма. История

Травматизм считается «болезнью современного общества, которой уделяется слишком мало внимания». На сегодняшний день травматология представляет собой наиболее затратную сферу медицины, по сравнению с серединой 1990-х годов, расходы, связанные с травмами, выросли практически в два раза. До последнего времени травмы рассматривались как последствия «несчастных случаев», т.е. как случайные, непредсказуемые явления.

Таким образом, травмы отграничивались от других заболеваний, которые, в свою очередь, воспринимались как результат действия вполне определенных и предотвратимых причин. Такое отношение к травматизму со стороны властей, специалистов-медиков и широкой общественности привело к отрицанию существования данной проблемы и серьезно ограничило возможности профилактики травматизма.

К травме, как и к любому другому заболеванию, необходимо подходить с научной точки зрения, т. е. исследовать ее причинные факторы и осуществлять превентивные меры. Подобный подход продемонстрировал свою эффективность, приведя к сокращению смертности и уменьшению осложнений вследствие большинства заболеваний. Однако реализация данной стратегии в контексте травматологии началась совсем недавно.

О необходимости мер по профилактике травматизма свидетельствует уровень смертности вследствие травм. В настоящее время в 30-50% смертельных травматологических случаев смерть наступает непосредственно на месте происшествия, еще до того, как возникает возможность оказать пострадавшему какую-либо медицинскую помощь; в том числе это относится и к регионам с наиболее развитой службой экстренной помощи. Сокращению числа таких смертей могут способствовать лишь профилактические мероприятия.

В современной травматологической практике, несмотря на хорошо организованную систему экстренных служб и наличие специализированных центров, случаи выживания тяжело травмированных пациентов, даже при условии оказания им первой помощи, все еще слишком редки. Значительное количество смертей вследствие травм головы регистрируется и среди госпитализированных пациентов, получавших оптимальное лечение. Следовательно, профилактика травматизма является принципиальным условием для сокращения уровня смертности, обусловленной травмами.
Более того, профилактические меры также призваны способствовать снижению тяжести повреждений, и, таким образом, уменьшать вероятность нетрудоспособности в результате полученной травмы.

Первоначально профилактика травматизма базировалась на представлении о том, что травма является следствием невнимательности пострадавшего или его «предрасположенности к получению травмы». Хотя в ряде случаев это соответствовало действительности, тем не менее методы профилактики, ограничивавшиеся общими указаниями проявлять осторожность, не отличались большой эффективностью. Основы современного подхода к установлению причин травматизма и к разработке рациональных профилактических программ были заложены в нескольких пионерских исследовательских работах.

Одна из них была выполнена Хью ДеХевеном в 1930-1940-е годы. ДеХевен показал, что во время инцидента, приводящего к травме (например, при дорожно-транспортном происшествии или падении), тело человека способно выдерживать различное количество кинетической энергии в зависимости от ее распределения. Исследователь указал на то, что причинно-следственная связь между «несчастным случаем» и «травмой» может быть разорвана. ДеХевен предложил биомеханическое обоснование профилактики травматизма и ввел в научный обиход понятие порога травмы. Считается, что именно благодаря его фундаментальным работам были изобретены автомобильные ремни безопасности.

профилактика травматизма

В 1940-е годы Джон Е. Гордон впервые указал на применимость эпидемиологии к изучению травм. Он обратил внимание на то, что травмы, аналогично любым другим заболеваниям, демонстрируют устойчивые тенденции распределения во времени и пространстве. Он также отметил, что, как и в случае с другими заболеваниями, травмы являются результатом комплексного взаимодействия различных компонентов, включающих в себя самого пострадавшего, причину инцидента и сопутствующие внешние обстоятельства.

Наиболее выдающимся среди пионеров профилактики травматизма является Уильям Хаддон, первый руководитель Национальной администрации безопасности дорожного движения. Хаддон развил идеи, высказанные его предшественниками, и предложил систематический подход к изучению и профилактике травм. Концепция Хаддона основывалась на представлении о том, что практически все травмы являются результатом стремительного и неконтролируемого воздействия энергии на человеческое тело. Подобное воздействие, однако, всегда имеет рациональное объяснение — оно может быть спрогнозировано и, следовательно, предотвращено.

В трудах Хаддона дальнейшее развитие получила идея Гордона о взаимодействии трех факторов — пострадавшего, причины и внешних обстоятельств, на основании которой Хаддон разработал модель, известную как матрица Хаддона. Согласно матрице Хаддона, вероятность получения травмы зависит от действия каждого из этих факторов в течение трех периодов времени: до инцидента, в момент инцидента и после инцидента. На этапе до инцидента перечисленные факторы обусловливают саму возможность происшествия, в результате которого может быть получена травма, — например, дорожно-транспортного происшествия. В момент инцидента от триады факторов зависит то, будет ли получена травма, и если да, то насколько она будет серьезна. В период после инцидента данные факторы определяют последствия от полученной травмы.

Хаддон заложил прочную основу для современного подхода к травмам. Идеи, приведшие к созданию матрицы Хаддона, также послужили базовым ориентиром для разработки профилактических мер. В дальнейшем Хаддон сформулировал 10 стратегических принципов, нацеленных на то, чтобы отвести потенциальную «травматическую энергию» от человека. Современные методы контроля и профилактики травматизма, по существу, основаны на этих 10 принципах. Ниже перечислены 10 стратегических принципов Хаддона с указанием конкретных примеров их применения.
A. Период, предшествующий моменту получения травмы:
1. Предотвратить возникновение опасности; устранить источник энергии, способной оказать неблагоприятное воздействие. Например, ограничить производство определенных ядовитых веществ, пиротехники, оружия.
2. Уменьшить воздействие факторов риска. Например, ограничить скорость транспортных средств.
3. Предотвратить высвобождение разрушительной энергии из уже существующего источника. Например, использовать специальный замок для фиксации спускового крючка пистолета.

Б. Момент получения травмы:
4. Ограничить силу воздействия разрушительной энергии или масштабы ее распространения в пространстве. Например, использовать автомобильные ремни безопасности и подушки безопасности.
5. Отграничить во времени или в пространстве источник разрушительной энергии от людей, выступающих потенциальным объектом ее воздействия. Например, отделить проезжую часть от пешеходных дорожек.
6. Использовать механический барьер между источником разрушительной энергии и человеком. Например, надевать защитный шлем.
7. Модифицировать структуру или качество источника опасности таким образом, чтобы уменьшить количество разрушительной энергии, приходящейся на единицу площади. Строительство дорожных ограждений, производство столов с закругленными углами.
8. Сделать объект, подвергающийся опасности (которым может являться как человек, так и окружающие его предметы) более устойчивым к воздействию разрушительной силы. Например, строительство пожа-роустойчивых и сейсмостойких домов; профилактика остеопороза.

B. Период после получения травмы:
9. Обнаружить и оценить негативные последствия воздействия внешней разрушительной силы. Например, оказание пострадавшему экстренной медицинской помощи.
10. Стабилизировать состояние пострадавшего, осуществить лечение и оказать поддержку в ходе восстановительного периода. Например, неотложная помощь, пластическая хирургия, физиотерапия.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Меры по профилактике травматизма. Профилактическая программа"

Оглавление темы "Травматизм. Профилактика":
  1. Специфика тяжести современных травм. Частота
  2. География травматизма. Изменение видов травм во времени
  3. Дорожно-транспортные травмы. Частота и факторы риска
  4. Огнестрельные травмы. Частота и смертность
  5. Травмы в результате падений. Частота и смертность
  6. Профилактика травматизма. История
  7. Меры по профилактике травматизма. Профилактическая программа
  8. Этические проблемы профилактики травматизма. Несогласие населения с законами
  9. Проблемы профилактики травматизма. Интересы бизнеса и травмы
  10. Профилактика автомобильных травм. Безопасность автомобилей и пассажиров

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: