Меры по профилактике травматизма. Профилактическая программа

Любые профилактические мероприятия восходят в своей основе к 10 стратегическим принципам Хаддона. Однако при приложении данных принципов к реальной ситуации необходимо принимать во внимание ряд практических соображений. Так, участие лица, подвергающегося опасности, в профилактических мероприятиях может быть как активным, так и пассивным. Активное участие предполагает изменение в поведении человека либо выполнение им определенных действий (например, надевание шлема, пристегивание с помощью ремней безопасности или использование замка для спускового крючка пистолета).

Пассивное участие не подразумевает никаких действий со стороны объекта защиты, так как в этом случае защитную функцию выполняют компоненты структуры потенциального источника опасности или факторы окружающей обстановки (например, автомобильные подушки безопасности или отграничение проезжей части от тротуаров). В целом, профилактические меры, предполагающие пассивное участие объекта защиты, считаются более надежными. Тем не менее, и они требуют активных действий со стороны некоторых представителей общества (например, проведение в жизнь законопроектов об обязательном использовании систем безопасности в автомобилях).

Реализация мер по профилактике травматизма может быть осуществлена в рамках трех основных направлений:
1) принятие законодательных актов и контроль за их исполнением;
2) просветительская деятельность и изменение общественного отношения к проблеме;
3) развитие техники и технологий.

Совокупность данных направлений профилактики часто сокращенно обозначается тремя буквами «Е» (от англ. enforcement, education, engineering — прим. ред.)

Принятие законодательных актов и контроль за их исполнением могут осуществляться на различных уровнях власти. Например, национальный или федеральный уровень законодательства устанавливает требования обеспечения автомобилей системами безопасности. Региональные власти определяют размер наказания за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также уровень строгости контроля за исполнением соответствующих законов. Местная власть устанавливает строительные нормы и правила, связанные с безопасностью.

Просветительская деятельность, направленная на изменение общественного отношения к проблеме травматизма, в свое время являлась основой профилактической работы. Однако положительный эффект от такой деятельности возможен лишь при условии ее последовательного осуществления и критической оценки достигнутых результатов. Для того чтобы привести к значительным изменениям в поведении людей, просветительская работа должна быть хорошо продуманной и осуществляться с применением методов социального маркетинга.

профилактика травматизма

Более того, наиболее эффективной она будет лишь в комплексе с другими мероприятиями по профилактике травматизма, такими как информирование общественности о том, что, согласно новым законам, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения может повлечь за собой задержание и преследование в судебном порядке. Также с целью достижения максимальной результативности просветительская деятельность должна осуществляться непрерывно и с большой степенью заинтересованности.

Развитие техники и технологий подразумевает под собой самые различные мероприятия, в числе которых — разработка и строительство более безопасных дорог, внедрение более эффективных систем безопасности для автомобилей, создание средств автоматической защиты при использовании производственного оборудования и т. п.

Три основных направления профилактики травматизма зачастую взаимосвязаны. Например, ремни безопасности являются результатом развития технологий. Убежденность общества в необходимости использовать данное средство безопасности формируется с помощью просветительской деятельности, что, в свою очередь, поддерживается на законодательном уровне. Однако для того чтобы члены законодательных органов были убеждены в необходимости принятия законов об обязательном применении ремней безопасности, также должна осуществляться просветительская деятельность и лоббирование.
Ниже обсуждаются характерные примеры того, как должны выполняться данные условия.

Все успешные программы, направленные на предупреждение травматизма, основаны на ряде общих принципов, к которым относятся мультидисциплинарный подход, участие широкой общественности, а также периодический анализ эффективности программы. В зависимости от типа травматизма соответствующая профилактическая программа может задействовать профессионалов из различных областей — работников здравоохранения, эпидемиологов, психологов, работников сферы производства, сотрудников правоохранительных органов, экспертов по биомеханике, преподавателей, а также представителей средств массовой информации и специалистов по рекламе и связям с общественностью. Работники здравоохранения могут быть представлены как врачами общей практики (например, педиатр), так и специалистами-травматологами. Кроме того, возможно участие представителей общественности.

Нередко для организации профилактики травм определенного вида может потребоваться объединение усилий самых различных учреждений, таких как правительственные структуры (министерство здравоохранения, министерство транспорта и др.), образовательные учреждения, академические институты, средства массовой информации, общинные центры, частные фонды, корпорации и медицинские ассоциации. Согласованные действия таких разнообразных структур, являющиеся важным компонентом профилактики травматизма в целом, оказываются наиболее эффективными в том случае, если одна из организаций принимает на себя руководящую роль.

Профилактическая программа, направленная на решение ряда конкретных целей и сфокусированная на ограниченном числе объектов, с наибольшей вероятностью приведет к успеху. Как правило, развитие новых направлений профилактики в рамках уже существующих программ оказывается более эффективным, нежели осуществление отдельных краткосрочных проектов. Институционализированной считается та профилактическая программа, которая получает постоянную финансовую поддержку со стороны учреждения, организации или сообщества, на базе которых она основана.
Такой статус прежде всего необходим программам, занимающимся просветительской деятельностью и направленным на изменение поведения людей.

Вопрос финансирования зачастую является сдерживающим фактором для осуществления профилактических программ, поскольку они, как правило, построены на некоммерческой основе. Тем не менее, широкие возможности предоставляют доступные общественные ресурсы. Они включают в себя услуги волонтеров, публикации в средствах массовой информации в форме бесплатного объявления или статьи, рассчитанной на широкого читателя, а также товары, пожертвованные фирмами-производителями (например, устройства безопасности). Чем выше уровень вовлеченности общества в дело профилактики травматизма, тем более доступны такие ресурсы. Следовательно, пробуждение и поддержание интереса общественности к профилактическим программам является ключевым компонентом их существования.

профилактика травматизма

Принципиальным элементом выполнения профилактических программ, которому часто уделяется недостаточное внимание, является оценка их эффективности. Она состоит из двух компонентов — оценки качества самого процесса осуществления программы и анализа достигнутых результатов. Оценка процесса осуществления программы частично состоит в проверке обеспечения надлежащего качества выполнения работ (например, проведение различных этапов информационно-пропагандистской кампании в соответствии с запланированными сроками).
Основная цель такой проверки — обеспечить обратную связь для того, чтобы вовремя принять необходимые меры.

Еще более важным является анализ результатов профилактической программы, поскольку он позволяет оценить возможности ее влияния на уровень травматизма. В идеале, такие результаты должны отражать сокращение числа травматических случаев, имеющих наиболее серьезные последствия, т. е. смертельные исходы и нетрудоспособность. Получить объективные данные в ходе такого анализа, однако, не всегда возможно из-за ограничений, накладываемых размерами целевой выборки, и из-за влияния других факторов, обусловливающих уровень травматизма.

В подобных обстоятельствах с определенной долей осторожности может быть использовано понятие «доверительных результатов». Такие результаты многочисленны и легко поддаются измерению, однако при этом они менее важны, поскольку не являются конечной целью программы. Тем не менее, будучи связанными с конечной целью, они отражают эффективность программы. Например, результативность программы, направленной на популяризацию велосипедных шлемов, следует оценивать по тому, как изменяется количество велосипедистов, использующих шлемы, но не по изменениям в частоте травм головы или смертельных исходов. Эффективность подобной программы в течение короткого периода времени или на примере небольшой группы населения скажется на «доверительном показателе», т. е. на использовании шлема, в то время как показатели, связанные с серьезными травмами головы и смертельными исходами, изменятся, скорее всего, лишь в долгосрочной перспективе.

Оценка таких поддающихся измерению результатов очень важна для «документального» подтверждения успешности программы, и, следовательно, для привлечения к ней внимания и поддержки со стороны общественности.

Вероятные последствия травматизма можно изобразить в виде иерархической пирамиды, на верхнем уровне которой находится смертность. Сокращение смертности является первостепенной целью профилактики, однако анализ изменений данного показателя представляет собой наибольшую сложность, поскольку проследить такие изменения возможно лишь на протяжении длительного времени. Более доступной, особенно в рамках небольших проектов, является оценка результатов, находящихся внизу данной иерархической пирамиды. Однако такие показатели лишь опосредованно связаны со снижением частоты серьезных последствий травматизма. Приводимый ниже список соответствует обозначенной иерархии: он начинается с наиболее желаемых, но труднее всего поддающихся оценке результатов, и заканчивается менее важными, но при этом легко измеримыми показателями:
1. Смертность вследствие травматизма.
2. Госпитализация вследствие травматизма.
3. Случаи амбулаторного лечения последствий травматизма.
4. Все травматологические случаи.
5. Непосредственные данные, касающиеся физической среды или поведения людей.
6. Изменения в поведении по данным самоотчетов.
7. Оценка знаний, привычек, стремлений и убеждений. Факторы, от которых зависит то, какие именно результаты могут быть измерены, включают размер проекта, размер изучаемой группы населения, специфику предполагаемых изменений, а также доступный объем финансирования. Крупномасштабные профилактические программы должны концентрироваться на достижении более ощутимых результатов, таких как сокращение уровня смертности или уменьшение частоты госпитализаций вследствие полученных травм, что, как правило, невозможно в рамках небольших проектов. Более того, если мелкомасштабная программа уже продемонстрировала свою эффективность в другой сфере, то изменения в поведении или взглядах людей, наблюдающиеся в результате осуществления такой программы в новой области, могут являться достаточными для того, чтобы говорить об успешности ее выполнения.

Какова бы ни была цель профилактической программы, при ее разработке необходимо спланировать то, каким образом будет осуществляться оценка ее эффективности. Лишь при выполнении этого условия можно получить данные для дальнейшего сопоставления показателей травматизма до и после проведения профилактических мероприятий, а также сравнить такие показатели у групп населения, подвергавшихся профилактическому воздействию, с теми, на кого это воздействие не распространялось.

Оценка результатов профилактики необходима для определения успешных стратегий, которые должны применяться в более широких масштабах. Также анализ результативности профилактических мероприятий требуется для того, чтобы выявить неэффективные стратегии и решить, должны ли они быть усовершенствованы или же от них следует отказаться.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Этические проблемы профилактики травматизма. Несогласие населения с законами"

Оглавление темы "Травматизм. Профилактика":
  1. Специфика тяжести современных травм. Частота
  2. География травматизма. Изменение видов травм во времени
  3. Дорожно-транспортные травмы. Частота и факторы риска
  4. Огнестрельные травмы. Частота и смертность
  5. Травмы в результате падений. Частота и смертность
  6. Профилактика травматизма. История
  7. Меры по профилактике травматизма. Профилактическая программа
  8. Этические проблемы профилактики травматизма. Несогласие населения с законами
  9. Проблемы профилактики травматизма. Интересы бизнеса и травмы
  10. Профилактика автомобильных травм. Безопасность автомобилей и пассажиров

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: