Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха

Успешность реабилитации во многом зависит от участия родителей в этом процессе. Как бы правильно ни были решены рассмотренные в предыдущих главах задачи (диагностика, классификация слуховых нарушений, выбор аппаратуры для занятий и другие)', реабилитацию можно считать обреченной на неудачу, если участие родителей будет недостаточным.
Поясним, почему роль родителей столь значительна.

Мы уже останавливались на вопросе о том, когда следует начинать слуховую тренировку. Вернемся к этому еще раз.
По мнению ряда исследователей, слуховую тренировку следует начинать не позже двух лет [Davis, Downs]. При обсуждении этого вопроса на конференции в Америке практические работники настаивали на более раннем начале слуховой тренировки, а именно не позже 12-месячного возраста [Griffiths, Horton и др.]. Была подвергнута критике тактика откладывания момента начала слуховой тренировки до получения результатов повторных исследований слуха ребенка. Известен такой афоризм: тренировка глухого ребенка не может быть начата слишком рано! Нужно начинать немедленно, опоздание даже на 24 ч уже вредно! [Griffiths].

Итак, тренировка должна быть начата немедленно, как только обнаружен дефект слуха.
Кто же может обеспечить регулярную тренировку ребенка в первые три года жизни, когда ему необходим максимум индивидуального внимания? Совершенно очевидно, что такую работу может выполнить только человек, находящийся около ребенка постоянно в течение всего дня, который непринужденно и естественно в процессе обслуживания ребенка будет учить его прислушиваться к речевым сигналам, соотносить их с соответствующими действиями и предметами, будет одобрять правильные реакции ребенка. Все это невозможно осуществить при групповых занятиях.

Такая работа требует индивидуального общения с ребенком, и наиболее успешно, по крайней мере в первые два-три года жизни, она может быть выполнена родителями. Роль родителей чрезвычайно ответственна. К такому заключению пришли многие исследователи из тех, кто соприкасался с практической работой по обучению тугоухих и глухих детей па основе их остаточного слуха [Wedenberg, Huizing, Whetnall, Fry, Lafon, Di Carlo].

родители тугоухих детей

Отсюда возникла идея о необходимости создания «школ для родителей». В нашей стране журнал «В едином строю» регулярно публикует материалы, посвященные работе родителей с глухими детьми. Эту рубрику ведут сотрудники Института дефектологии АПН А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард. Много полезных заданий для родителей содержит книга этих авторов «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения».

В зарубежной литературе также имеются сообщения о создании и успешной деятельности «школ для родителей», имеющих детей с нарушенным слухом [Ewing, Silverman, Horton].

Разработаны специальные программы обучения и воспитания детей первых лет жизни в условиях семьи. Программы созданы с таким расчетом, чтобы обеспечить обучение родителей, поддержать их, снабдить книгами, материалами для занятий, включая магнитофонные записи для прослушивания, и конкретными инструкциями в каждом случае.

Авторы программ подчеркивают, что каждый ребенок должен «иметь шанс» получить пользу от слуховой тренировки. Ни один ребенок не должен быть лишен этой возможности, хотя бы в виде попытки. Эта попытка должна занимать, по меньшей мере, первые пять лет жизни ребенка. Только по прошествии этого периода может быть принято решение следовать другим путем, т. е. использовать неречевые средства общения [Horton]. Слуховая тренировка — не простой и не магический метод обучения, это очень трудная работа.

Домашний родительский подход к обучению должен быть основан на максимальном использовании богатых возможностей детской активности. Родители должны стремиться максимально увеличивать время ежедневной слуховой тренировки [Huizing, Whetnall, Horton]. Буквально каждая минута должна быть использована для работы с ребенком, чтобы как можно больше развить его слуховое восприятие.

Постоянными помощниками родителей являются сурдопедагоги или, как их иногда называют, «тренеры» (имеется в виду проведение слуховой тренировки). Они осуществляют профессиональное руководство работой родителей. Широкое распространение в ряде стран получила такая форма оказания помощи детям и родителям, как визиты тренеров на дом, где в привычной обстановке с детьми проводятся занятия, а с родителями обсуждаются вопросы дальнейшей работы с ребенком [Davis, Wedenberg].

Многочисленные данные литературы свидетельствуют о больших перспективах воспитания детей в семье при активном участии родителей, особенно в период до трехлетнего возраста. Только в тех случаях, когда имеются явно неблагоприятные социальные условия, родители могут не достичь успеха.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: