Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей

Современный этап развития проблемы оказания помощи тугоухим и глухим детям характеризуется тем, что, с одной стороны, уже накоплен богатейший материал об успешной реабилитации детей в дошкольный период и о последующей интеграции детей, т. е. приобщении их к обычной жизни, учебе и активной деятельности в среде людей с нормальным слухом и речью, а не в изолированном обществе глухих. С другой стороны, нельзя признать, что внедрение новейших достижений, уже имеющихся в области реабилитации, в широкую практическую деятельность происходит достаточно успешно во всем мире.

Об этом свидетельствует большое количество публикаций, посвященных вопросам реабилитации и интеграции детей с нарушенным слухом, отражающих накал борьбы нового направления и традиционной системы обучения таких детей [Pay Ф. Ф., Шаабдурасулова М. Н., Kowalsky, Connor, Lundstrom, Nober, La prothese auditive...].

Большие надежды возлагаются на Международную декаду реабилитации (1970—1980 гг.), в течение которой планируется проведение разнообразных мероприятий, направленных на решение проблемы реабилитации больных вообще и в том числе больных с нарушенным слухом.

нарушения слуха

Приведем некоторые выдержки из статьи, красноречиво свидетельствующие о том, насколько острой в США является необходимость коренной перестройки системы оказания помощи детям с нарушениями слуховой функции [Connor]. Connor настаивает на том, чтобы декада реабилитации предоставила всем детям с нарушенным слухом (тугоухим и глухим, глухим от рождения и пострадавшим в процессе развития речи) возможность (шанс) вернуться в среду слышащих, для чего необходимо прежде всего «разрушить эффект изолированных спецшкол и классов».

Констатируется тот факт, что интернатные учреждения в США имеют плохую репутацию в смысле подготовки детей к пребыванию в обычной среде. Дневные классы для глухих несколько лучше в этом отношении, так как в них дети меньше времени проводят среди глухих, по учителя и администрация, по мнению автора, еще не подготовлены к работе в области реабилитации, не понимают, что может и должна значить реабилитация и интеграция детей с нарушенным слухом. В статье приводятся некоторые выводы комиссии доктора Беббиджа, обследовавшей положение дел в США и отметившей в своем акте, что американский народ не может быть удовлетворен столь ограниченными успехами в воспитании глухих детей и подготовкой их для полноценного участия в жизни общества.

Автор отмечает, что доклад доктора Беббиджа был ударом по гордости каждого глухого и каждого воспитателя (педагога), ответственного за обучение глухих детей в США. Отличие доклада комиссии Беббиджа от всего того, что по этому поводу было высказано ранее, заключается в том, что сейчас в Америке «каждый знает, что сказал Беббидж». Выводы комиссии повторяются в многочисленных публикациях, дискутируются на открытых собраниях сурдопедагогов, воспитателей и взрослых глухих. Это вызывает негодование и отвергается, но от этого не может быть избавления. Сторонники активной реабилитации обвиняют тех деятелей, которые «провозглашали философию отдаления» глухих от нормально слышащих; они выражают надежду, что национальная реакция на доклад Беббиджа может дать еще много позитивных результатов.
Основная задача состоит в том, чтобы «разрушить благодушие и подстегнуть каждого» на достижейие лучших результатов в обучении детей с нарушенным слухом.

Автор предупреждает, что результаты не будут чудом: глухие дети не обучатся автоматически с помощью какого-то простого метода и лозунгов, удача должна быть достигнута «через пот и слезы, через творчество и энергию». Глухие должны жить вместе с обычными людьми, они должны стать частью слышащего мира как можно раньше. Так обстоит дело в СЩА, но не менее острой является проблема реабилитации и интеграции тугоухих детей и в других странах.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: