Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка

В обзорной статье М. Н. Шабдурасуловой, посвященной проблеме интеграции детей с нарушенным слухом на стадии обучения в школе, приводятся и обсуждаются данные мировой литературы о различных формах совместного обучения: в специальных школах дневного типа, в спецклассах, путем так называемого «введения» их в массовые школы и, наконец, путем «введения» в обычный класс одного «исключительного» ученика. Автор отмечает, что организация спецшкол дневного типа почти не имеет преимуществ перед традиционными интернатами, так как обучение в таких школах не способствует существенному расширению речевого общения с нормально слышащими. Кроме того, имеются большие органи-зационые трудности, связанные со значительным удалением таких школ от места жительства учеников, поскольку число школ, естественно, невелико.
Остановимся подробнее на некоторых исследованиях, приведенных п этом обзоре.

При обучении тугоухих детей в спецклассах, состоящих из 6—7 человек, или путем «введения» одного тугоухого ученика в обычный класс во многих случаях были достигнуты результаты, «которые превзошли все ожидания педагогов и родителей» [Schmid-Giovannini]. В литературе поднимается также вопрос о необходимости дополнительной подготовки учителей обычных школ для работы в интегрированных классах нормальной школы, т. е. в классах, где наравне с остальными учениками обучается ученик с пониженным слухом.
Решение этих вопросов должно привести в конечном итоге к подлинной интеграции детей с нарушенным слухом.

За последние пять лет проблема интеграции слабослышащих и глухих детей обсуждалась целым рядом представительных международных совещаний: на Международном конгрессе по обучению глухих (Швеция), на Международном симпозиуме по вопросам интегрированного обучения лиц с нарушенным слухом (Дания), на Совещании экспертов по образованию глухих при отделе культуры ЮНЕСКО (Франция), на VII Конгрессе Всемирной федерации глухих (США), на V Международном конгрессе по обучению глухих (Япония). По нашему мнению, это свидетельствует, с одной стороны, о большом значении, которое придается проблеме интеграции, а с другой — о том, что она еще далека от решения.

тугоухие дети

В заключение настоящей статьи, задачей которой являлось освещение современного состояния проблемы реабилитации детей, страдающих нейросенсормой тугоухостью, необходимо отметить следующее. Проблема оказания помощи тугоухим и глухим детям сложна, многогранна и находится в постоянном развитии. Она содержит ряд новых тенденций, причем основной из них является борьба за полную реабилитацию и как результат последней интеграцию, т. е. приобщение таких детей к жизни в среде нормально слышащих людей.

Всемерно поддерживая новую систему обучения детей с нарушенным слухом и пропагандируя необходимость раннего начала интенсивной слуховой тренировки, следует помнить, что самым серьезным препятствием на пути реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью является не столько степень понижения слуха или характер этого понижения, сколько «вредная идея» о невозможности реабилитации таких детей [Whetnall].

В нашей стране в работу по разрешению актуальных вопросов реабилитации включается все большее число специалистов, создаются новые научно-исследовательские лаборатории, а также группы по обучению тугоухих детей как на базе этих лабораторий, так и на базе специализированных детских учреждений. Исследования ведутся в Институте дефектологии АПН [Темкина И. Я. с соавт., Багрова И. Г., Леонгард Э. И., Лаптев В. Д., Шошин П. Б., Слезина Н. Ф.], в проблемной лаборатории по восстановлению слуха при I Ленинградском медицинском институте им. акад. И. П. Павлова [Лях Г. С, Марусева А. М., Лях Г. С, Марусева А. М., Слесаренко Н. П., Лях Г. С, Марусева А. М., Тимофеев А. А., Белов И. М. с соавт.], в Ленинградском ГИДУВе [Бартенева А. А., Левин А. Л.].

В частности, в работах педагогического характера, выполненных под руководством Э. И. Леонгард, убедительно показана принципиальная возможность обучения детей с тяжелыми нарушениями слуха без использования дактилологии и механических способов постановки звуков речи, а именно с помощью так называемого бисенсорного или слухозрительного подхода.

Питерского НИИ по болезням уха, горла, носа и речи на протяжении нескольких десятилетий занимается многоаспектной проблемой оказания помощи больным с нарушениями слуха. Работы по реабилитации тугоухих детей были начаты в 1967 г., и с этого времени диапазон научных исследований и объем практической помощи детям постоянно расширяется. Настоящая книга отражает только часть этой большой работы. Внимательный читатель, вероятно, понял, что впереди немало трудностей, но мы надеемся, что он понял также, что, несмотря на все трудности, к реабилитации тугоухих детей необходимо приступать безотлагательно и повсеместно.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: