Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка

Иллюзия «спонтанного» усвоения речи каждым здоровым ребенком вселяет в родителей уверенность в том, что им не потребуется специальная педагогическая помощь для этой цели. Но эта уверенность полностью исчезает у них при первом подозрении на нарушение слуха у ребенка. Почти каждая мать обычно спрашивает: «Что я должна говорить ребенку, когда он надевает слуховой аппарат или наушники?» Это означает, прежде всего, что она неправильно оценивает состояние своего ребенка.

Следует заметить, что этому способствуют иногда неправильные рекомендации врачей, ориентирующих родителей на то, что обучение тугоухого ребенка целиком является делом рук специалистов. Нередко при раннем обращении родителей успокаивают, советуют подождать до 3—4 лет, а затем поместить ребенка в специализированное учреждение, где «все сделают». В результате оказывается потерянным наиболее важный период для становления речи на основе остаточного слуха — первые три года жизни.

Между тем, высказывается даже мнение о существовании специфического возрастного периода (до 3-летнего возраста), когда процесс слухоречевого развития происходит с наименьшими трудностями [Pollack, Ernst, Griffiths и др.]. По истечении этого периода процесс обучения замедляется и требует значительно больших усилий.

Факт достижения наибольших успехов при раннем начале слуховой тренировки может иметь, с нашей точки зрения, следующее объяснение. Вероятно, при позднем начале тренировки ребенок уже успевает приспособиться к общению с помощью жестов и мимики, обучается широко пользоваться зрительным анализатором и оценивать ситуацию. В этом случае трудность заключается не только в том, что процесс слуховой тренировки начинается существенно позже, но и в том, что требуются дополнительные усилия для ликвидации ранее приобретенных навыков (т. е. для угасания уже упроченных условных реакций).
Хорошо известно, что процесс переучивания требует значительно больше времени и усилий, чем процесс обучения.

развитие речи у ребенка

Итак, начинать обучение ребенка нужно как можно раньше, разговаривать с ним следует как можно больше. И при этом родителям полезно знать об основных этапах развития речи и иметь в виду, что тугоухому ребенку для прохождения этих этапов потребуется более продолжительный период времени, чем здоровому, и, естественно, большее внимание со стороны взрослых.

Все сказанное выше свидетельствует еще раз о чрезвычайно важном значении участия родителей в деле реабилитации тугоухого ребенка.
В нашей практике пришлось столкнуться с различными категориями родителей. Среди них были такие, которые были способны пожертвовать буквально всем — и временем, и работой, и средствами ради того, чтобы добиться максимальных результатов. Обычно такие родители сами активно интересуются литературой по физиологии и патологии слуха, стараются вникнуть в детали проводимых исследований, иногда даже участвуют в создании необходимой аппаратуры. Они тщательно наблюдают за состоянием ребенка, многие из них ведут дневники своей работы с детьми, где отражают динамику слухоречевого развития.

Эта категория родителей порой доставляет врачам и педагогам немало хлопот своей активностью, задавая бесчисленные вопросы и стараясь вникнуть во все подробности. Иногда от врача требуется большое терпение и такт при общении с такими родителями, особенно когда приходится сдерживать их излишнюю активность. Но в общем это как раз та категория родителей, которая действительно способна добиваться значительных успехов.

Полярной противоположностью являются родители, равнодушные к судьбе ребенка, совершенно пассивные, полагающие, что вполне достаточно усилий врача и педагога во время обязательных занятий. Дети таких родителей вне этих специальных занятий, как правило, лишены необходимой тренировки.

Нужно заметить, что эти две категории родителей составляют меньшинство, а основной массой являются люди, которых можно отнести к числу просто недостаточно осведомленных в вопросах о том, что происходит с ребенком, какие меры необходимо принять, каких результатов можно ожидать и т. д.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: