Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
Третьим необходимым условием является систематический характер и достаточная интенсивность слуховой тренировки. Поскольку интенсивность тренировки в основном определяется ее ежедневной продолжительностью, напомним сведения по этому вопросу из наиболее важных публикаций.
В экспериментальной группе Веденберга тренировка продолжалась 6 ч в день (два трехчасовых периода) в условиях детского сада дневного типа. В Югославском Центре реабилитации ежедневные занятия с ребенком проводились в течение 3—4 ч. В остальное время дня проведение работы по развитию остаточного слуха как в том, так и другом случаях возлагалось на родителей. В группе детей, прошедших «материнскую школу реабилитации», работу по проведению ежедневной слуховой тренировки выполняли родители в течение всего дня.
При обсуждении вопроса о том, какой смысл следует вкладывать в понятие «интенсивная слуховая тренировка», уместно привести лозунг, прозвучавший на Международной конференции в Канаде: «Купайте ребенка в звуках!» [Silverman]. В этом смысле не только остроумным, но и совершенно справедливым можно считать ответ, который дал профессор Губерина (в беседе) на вопрос о том, сколько времени ежедневно следует выделять на слуховую тренировку ребенка: «Двадцать четыре часа в сутки!».
Четвертым необходимым условием успешной реабилитации является обеспечение естественного речевого окружения ребенка в течение всего дня. Это условие неукоснительно выполнялось при проведении работы по реабилитации во всех случаях. Например, Губерипа в своей монографии подчеркивает, что одним из основных слагаемых успешной деятельности Центра является постоянное пребывание пациентов в речевой среде (в отличие от традиционных учреждений интернатного типа).
Это очень важно, так как в процессе реабилитации дети постепенно приспосабливаются к среде с нормальным речевым общением. Дети из экспериментальной группы Веденберга также постоянно находились в речевой среде. Как уже указывалось, слуховая тренировка у этих детей проводилась в условиях дневного детского сада, а остальное время дня дети проводили в семье.
Следует еще раз подчеркнуть, что раннее выявление нарушения слуха и немедленное начало слуховой тренировки являются первостепенными необходимыми условиями. Невыполнение этих условий не может быть компенсировано в полной мере пи использованием звукоусиливающей аппаратуры, ни каким-нибудь особенно интенсивным характером слуховой тренировки.
Так, например, при описании результатов реабилитации, достигнутых в экспериментальной группе Веденберга, были отмечены случаи, когда дети, несмотря на интенсивную работу по развитию остаточного слуха, оказались способными продолжить обучение только в школе глухих. Причиной было слишком позднее начало реабилитации, т. е. лишь в возрасте 5 лет.
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":- Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
- Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
- Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
- Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
- Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
- Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
- Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
- Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
- Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
- Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?