Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха

Третьим необходимым условием является систематический характер и достаточная интенсивность слуховой тренировки. Поскольку интенсивность тренировки в основном определяется ее ежедневной продолжительностью, напомним сведения по этому вопросу из наиболее важных публикаций.

В экспериментальной группе Веденберга тренировка продолжалась 6 ч в день (два трехчасовых периода) в условиях детского сада дневного типа. В Югославском Центре реабилитации ежедневные занятия с ребенком проводились в течение 3—4 ч. В остальное время дня проведение работы по развитию остаточного слуха как в том, так и другом случаях возлагалось на родителей. В группе детей, прошедших «материнскую школу реабилитации», работу по проведению ежедневной слуховой тренировки выполняли родители в течение всего дня.

При обсуждении вопроса о том, какой смысл следует вкладывать в понятие «интенсивная слуховая тренировка», уместно привести лозунг, прозвучавший на Международной конференции в Канаде: «Купайте ребенка в звуках!» [Silverman]. В этом смысле не только остроумным, но и совершенно справедливым можно считать ответ, который дал профессор Губерина (в беседе) на вопрос о том, сколько времени ежедневно следует выделять на слуховую тренировку ребенка: «Двадцать четыре часа в сутки!».

реабилитация детей

Четвертым необходимым условием успешной реабилитации является обеспечение естественного речевого окружения ребенка в течение всего дня. Это условие неукоснительно выполнялось при проведении работы по реабилитации во всех случаях. Например, Губерипа в своей монографии подчеркивает, что одним из основных слагаемых успешной деятельности Центра является постоянное пребывание пациентов в речевой среде (в отличие от традиционных учреждений интернатного типа).

Это очень важно, так как в процессе реабилитации дети постепенно приспосабливаются к среде с нормальным речевым общением. Дети из экспериментальной группы Веденберга также постоянно находились в речевой среде. Как уже указывалось, слуховая тренировка у этих детей проводилась в условиях дневного детского сада, а остальное время дня дети проводили в семье.

Следует еще раз подчеркнуть, что раннее выявление нарушения слуха и немедленное начало слуховой тренировки являются первостепенными необходимыми условиями. Невыполнение этих условий не может быть компенсировано в полной мере пи использованием звукоусиливающей аппаратуры, ни каким-нибудь особенно интенсивным характером слуховой тренировки.

Так, например, при описании результатов реабилитации, достигнутых в экспериментальной группе Веденберга, были отмечены случаи, когда дети, несмотря на интенсивную работу по развитию остаточного слуха, оказались способными продолжить обучение только в школе глухих. Причиной было слишком позднее начало реабилитации, т. е. лишь в возрасте 5 лет.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: