Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
Немаловажное значение для правильной организации работы по реабилитации имеет знание родителями основных этапов слухоречевого развития детей с нормальным слухом. По мнению сторонников слуховой реабилитации, для успешного развития способности к речевому общению у тугоухого ребенка необходимо создать условия для прохождения им естественных стадий развития речи.
Известно, что развитие речи у ребенка подчинено определенной закономерности. В этом процессе выявлены отдельные этапы, следующие друг за другом в строгой последовательности [Каверина Е. К., Кольцова М. М., Люблинская А. А., Тихеева Е. И., Lewis, McCarthy, Downs, Lenneberg, Sedlackowa].
В первые шесть месяцев, благодаря постоянному воздействию звуковых стимулов, у ребенка развивается восприятие или «осознание» звуков как сигналов внешнего мира.
В течение вторых шести месяцев («период лепета») ребенок «упражняется», играя собственным голосом и как бы тренируя при этом свой артикуляторный аппарат. Необходимо подчеркнуть, что в этот период, благодаря наличию нормального слуха, уже начинается формирование акустической обратной связи, т. е. формирование слухового самоконтроля будущей речи ребенка.
К концу первого года жизни у ребенка появляется так называемая «пассивная речь», т. е. понимание простых слов, просьб, команд, например: «Сделай ладушки!», «Покажи носик», «Нельзя!» и пр. Только по прошествии такого подготовительного периода начинается развитие собственно «активной» речи.
Первые слова у нормально слышащего ребенка появляются в возрасте 12—18 мес. Акустические исследования показали, что первое слово ребенка — это очень грубая копия соответствующего «взрослого» слова [Lehneberg, Sedlackowa]. Только благодаря нашей способности видеть аналогию между предъявляемым ребенку «образцом» и имитируемым ребенком звуковым комплексом мы «узнаем» слово ребенка. В течение почти года, а иногда и больше родители и дети обходятся без «полной фонетической идентичности», довольствуясь лишь грубым подобием детского слова «образцу». Естественно, что при нарушении слуха у ребенка этот период затягивается, может продолжаться в два-три раза дольше.
Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Остановимся на нем несколько подробнее. И. М. Сеченов писал, что инстинктивное стремление ребенка подражать является главным рычагом в развитии у него искусства говорить. Важную роль подражательного рефлекса для восприятия речи окружающих и развития собственной речи ребенка отмечали в своих трудах В. М. Бехтерев, Л. А. Орбели, Lewis и др.
Механизм речеподражания у детей первого года жизни был подвергнут исследованию также в ряде работ одного из авторов настоящей книги [Лях Г. С]. Предъявление речевых сигналов с магнитофонной ленты или «живым голосом» за экраном не только не способствовало проявлению рефлекса подражания, но, наоборот, приводило к угасанию уже выработанных имитационых реакций у детей. Путем имитации ребенок усваивает фактически весь родной язык — от первых простых слов до полного развития «искусства говорить».
Интересно отметить, что работу по обучению родному языку ребенка с нормальным слухом успешно выполняет каждая мать, независимо от ее образования и специальной подготовленности. Обычно развитие речи у детей происходит так естественно, что этот «изумительный процесс» мы получаем как бы в подарок [Griffiths].
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":- Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
- Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
- Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
- Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
- Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
- Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
- Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
- Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
- Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
- Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?