Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка

Немаловажное значение для правильной организации работы по реабилитации имеет знание родителями основных этапов слухоречевого развития детей с нормальным слухом. По мнению сторонников слуховой реабилитации, для успешного развития способности к речевому общению у тугоухого ребенка необходимо создать условия для прохождения им естественных стадий развития речи.

Известно, что развитие речи у ребенка подчинено определенной закономерности. В этом процессе выявлены отдельные этапы, следующие друг за другом в строгой последовательности [Каверина Е. К., Кольцова М. М., Люблинская А. А., Тихеева Е. И., Lewis, McCarthy, Downs, Lenneberg, Sedlackowa].
В первые шесть месяцев, благодаря постоянному воздействию звуковых стимулов, у ребенка развивается восприятие или «осознание» звуков как сигналов внешнего мира.

В течение вторых шести месяцев («период лепета») ребенок «упражняется», играя собственным голосом и как бы тренируя при этом свой артикуляторный аппарат. Необходимо подчеркнуть, что в этот период, благодаря наличию нормального слуха, уже начинается формирование акустической обратной связи, т. е. формирование слухового самоконтроля будущей речи ребенка.

развитие речи у ребенка

К концу первого года жизни у ребенка появляется так называемая «пассивная речь», т. е. понимание простых слов, просьб, команд, например: «Сделай ладушки!», «Покажи носик», «Нельзя!» и пр. Только по прошествии такого подготовительного периода начинается развитие собственно «активной» речи.

Первые слова у нормально слышащего ребенка появляются в возрасте 12—18 мес. Акустические исследования показали, что первое слово ребенка — это очень грубая копия соответствующего «взрослого» слова [Lehneberg, Sedlackowa]. Только благодаря нашей способности видеть аналогию между предъявляемым ребенку «образцом» и имитируемым ребенком звуковым комплексом мы «узнаем» слово ребенка. В течение почти года, а иногда и больше родители и дети обходятся без «полной фонетической идентичности», довольствуясь лишь грубым подобием детского слова «образцу». Естественно, что при нарушении слуха у ребенка этот период затягивается, может продолжаться в два-три раза дольше.

Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Остановимся на нем несколько подробнее. И. М. Сеченов писал, что инстинктивное стремление ребенка подражать является главным рычагом в развитии у него искусства говорить. Важную роль подражательного рефлекса для восприятия речи окружающих и развития собственной речи ребенка отмечали в своих трудах В. М. Бехтерев, Л. А. Орбели, Lewis и др.

Механизм речеподражания у детей первого года жизни был подвергнут исследованию также в ряде работ одного из авторов настоящей книги [Лях Г. С]. Предъявление речевых сигналов с магнитофонной ленты или «живым голосом» за экраном не только не способствовало проявлению рефлекса подражания, но, наоборот, приводило к угасанию уже выработанных имитационых реакций у детей. Путем имитации ребенок усваивает фактически весь родной язык — от первых простых слов до полного развития «искусства говорить».

Интересно отметить, что работу по обучению родному языку ребенка с нормальным слухом успешно выполняет каждая мать, независимо от ее образования и специальной подготовленности. Обычно развитие речи у детей происходит так естественно, что этот «изумительный процесс» мы получаем как бы в подарок [Griffiths].

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: