Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи

Придавая большое значение участию родителей в деле реабилитации, мы стремимся в каждом случае в процессе личного общения с родителями дать им необходимый минимум сведений. Объем этих сведений, разумеется, зависит от уровня образования родителей, поэтому необходим индивидуальный подход, однако существует некоторая общая схема, которой мы обычно придерживаемся.

Прежде всего мы рассказываем о функциональной анатомии органа слуха. Некоторым родителям оказывается достаточным просто порекомендовать необходимую литературу, в которой в доходчивой форме излагаются такие сведения [Ермолаев В. Г., Левин А. Л., Цукерман И. В., Петров Н. П., Ромм С. З. и др.]. Далее мы коротко приводим сведения об основных причинах детской тугоухости. Особые затруднения обычно возникают при разъяснении вопроса о прогнозе, поскольку прогноз в смысле лечения в подавляющем большинстве случаев оказывается неблагоприятным.

При этом очень важно убедить родителей в необходимости использования тех остаточных функциональных возможностей, которые имеются у ребенка; необходимо убедить, что именно этот путь не является прогностически безнадежным и что успех во многом определяется участием самих родителей.

Иногда эта стадия работы с родителями затягивается, к вопросу об их активном участии приходится возвращаться неоднократно и успокоиться можно только тогда, когда появится уверенность, что родители стали союзниками врача и педагога.

тугоухий ребенок

Мы полагаем, что следующие разделы наших статей на сайте не только еще раз продемонстрируют, в какой степени успех реабилитации тугоухого ребенка зависит от активного участия родителей, но и послужат вспомогательным материалом для работы врача с самими родителями.

В нашей статье нам хотелось бы привести конкретные рекомендации, содержащиеся в одном английском руководстве для родителей [Grossman]. В этих рекомендациях, которые приведены нами в вольном пересказе, изложены в доступной форме ответы на многие вопросы, обычно задаваемые родителями тугоухого ребенка.

1. С тугоухим ребенком нужно говорить так, как будто он слышит, но только громче, чаще прибегая к многократому повторению, чтобы восполнить недостаток слуха. В процессе общения ребенок должен видеть выражение лица и одновременно слышать звук. Последнее достигается с помощью тренажера, слухового аппарата или путем приближения говорящего к ушной раковине ребенка. Необходимо создавать такие ситуации, которые помогают ребенку осознать, откуда пришел звук. Очень полезно ребенку слушать веселые сказки. «Улыбайтесь и говорите ребенку чаще приятные добрые слова!»

2. Когда ребенок произносит какие-либо звуки во время игры или занятия, необходимо подхватывать эти звуки и побуждать его повторять их снова и снова, показывая, что вам это доставляет удовольствие.

3. Если ребенок произносит звуки с целью привлечения вашего внимания, нельзя оставлять его крик без внимания. Это очень важный признак, свидетельствующий о том, что ребенок начал использовать свой голос как средство коммуникации. Конечно, чуткая мать очень скоро научится отличать крик, требующий немедленного внимания, от крика, который можно оставить без внимания на некоторое время. У глухого ребенка должны формироваться обычные нормы поведения.

4. Ребенок должен получать «текущий комментарий» обо всем, что с ним и вокруг него происходит. Например, когда он ест: «Садись, открой рот», «Давай еще немного!», «Вот и молодец!», «Все» и т. п. Когда он играет на полу, нужно внимательно следить, что его интересует, и говорить именно об этом. Вообще, говорить о том, что интересно для ребенка в данный момент, гораздо эффективнее, чем начинать разговор о другом, надеясь заинтересовать ребенка.

- Читайте далее "Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: