Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха

Как известно, основным методическим приемом слуховой тренировки в группе Веденберга была «живая речь у ушной раковины ребенка», однако сказанное в известной мере справедливо и для тех случаев, когда применяется специальная аппаратура.

Собственный опыт работы убедил нас в том, что даже применение высококачественной аппаратуры не позволяет полностью компенсировать упущенное время. Если обучение начинали в возрасте около пяти лет, то и к восьмилетнему возрасту (после трехлетней тренировки) дети еще не были в состоянии достичь такого уровня слухоречевого развития, который позволил бы им приступить к обучению в обычной школе. Совершенно иным был результат при начале обучения в возрасте двух лет: успешная реабилитация оказывалась достижимой даже для тех детей, у которых были более серьезные нарушения слуха. В качестве иллюстрации на рисунке приведены аудиограммы двух детей.

Первый из них приступил к реабилитации в возрасте 2 лет 2 мес и в настоящее время подготовлен к обучению в обычной школе. Второй ребенок был принят на обучение в возрасте пяти с половиной лет. Так как к семи с половиной годам он еще не овладел развернутой речью, его приняли на дальнейшее обучение только в школу слабослышащих (отделение для детей, не владеющих развернутой фразовой речью). Нам известно, что в дальнейшем ребенок был переведен в школу глухих. Аудиометри-ческие данные детей, как видим, одинаковы.

Значение естественного речевого окружения для достижения успеха реабилитации становится очевидным при сравнении результатов речевой аудиометрии у детей специализированного детского сада интернатного типа и детей того же возраста и с той же степенью тугоухости, но обучавшихся в так называемой «материнской школе», т. е. в условиях активного речевого общения.

слуховая тренировка у детей

О том, насколько важно постоянное речевое общение для развития речи ребенка, свидетельствуют наблюдения, касающиеся детей-близнецов, у которых при отсутствии каких-либо нарушений слуха нередко задерживается развитие речи. Речь трехлетних близнецов может, например, соответствовать речи двухлетних детей [Торлина Н.]. Это происходит вследствие того, что близнецы живут в своем замкнутом мирке, в котором можно обмениваться информацией, почти не прибегая к речевой форме общения, довольствуясь жестами, мимикой и другими сигналами.

Образуя своеобразный «микрокосм», близнецы как бы изолируют себя от окружающего мира, а это приводит к ограничению поступления информации извне. Происходит задержка в формировании речи и, вторично, задержка в развитии интеллекта. Все это происходит при вполне нормальном слухе только по причине относительной изоляции!

Дети с нарушенным слухом уже вследствие недостаточности слуховой функции попадают в условия дефицита речевого общения. А пребывание таких детей в закрытых специализированных учреждениях может в значительной степени усугубить и без того критическое положение в смысле возможности развития речи и способности к речевой коммуникации.

Ранее мы приводили данные литературы о том, к каким печальным результатам приводит обучение детей в интернатных условиях. Достаточно сказать, что при повсеместно существовавшей до настоящего времени интернатной системе обучения детей с нарушенным слухом вопрос о реабилитации, т. е. о подготовке детей к нормальному речевому общению и пребыванию в обычном «речевом» окружении, даже не ставился.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: