Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
Как известно, основным методическим приемом слуховой тренировки в группе Веденберга была «живая речь у ушной раковины ребенка», однако сказанное в известной мере справедливо и для тех случаев, когда применяется специальная аппаратура.
Собственный опыт работы убедил нас в том, что даже применение высококачественной аппаратуры не позволяет полностью компенсировать упущенное время. Если обучение начинали в возрасте около пяти лет, то и к восьмилетнему возрасту (после трехлетней тренировки) дети еще не были в состоянии достичь такого уровня слухоречевого развития, который позволил бы им приступить к обучению в обычной школе. Совершенно иным был результат при начале обучения в возрасте двух лет: успешная реабилитация оказывалась достижимой даже для тех детей, у которых были более серьезные нарушения слуха. В качестве иллюстрации на рисунке приведены аудиограммы двух детей.
Первый из них приступил к реабилитации в возрасте 2 лет 2 мес и в настоящее время подготовлен к обучению в обычной школе. Второй ребенок был принят на обучение в возрасте пяти с половиной лет. Так как к семи с половиной годам он еще не овладел развернутой речью, его приняли на дальнейшее обучение только в школу слабослышащих (отделение для детей, не владеющих развернутой фразовой речью). Нам известно, что в дальнейшем ребенок был переведен в школу глухих. Аудиометри-ческие данные детей, как видим, одинаковы.
Значение естественного речевого окружения для достижения успеха реабилитации становится очевидным при сравнении результатов речевой аудиометрии у детей специализированного детского сада интернатного типа и детей того же возраста и с той же степенью тугоухости, но обучавшихся в так называемой «материнской школе», т. е. в условиях активного речевого общения.
О том, насколько важно постоянное речевое общение для развития речи ребенка, свидетельствуют наблюдения, касающиеся детей-близнецов, у которых при отсутствии каких-либо нарушений слуха нередко задерживается развитие речи. Речь трехлетних близнецов может, например, соответствовать речи двухлетних детей [Торлина Н.]. Это происходит вследствие того, что близнецы живут в своем замкнутом мирке, в котором можно обмениваться информацией, почти не прибегая к речевой форме общения, довольствуясь жестами, мимикой и другими сигналами.
Образуя своеобразный «микрокосм», близнецы как бы изолируют себя от окружающего мира, а это приводит к ограничению поступления информации извне. Происходит задержка в формировании речи и, вторично, задержка в развитии интеллекта. Все это происходит при вполне нормальном слухе только по причине относительной изоляции!
Дети с нарушенным слухом уже вследствие недостаточности слуховой функции попадают в условия дефицита речевого общения. А пребывание таких детей в закрытых специализированных учреждениях может в значительной степени усугубить и без того критическое положение в смысле возможности развития речи и способности к речевой коммуникации.
Ранее мы приводили данные литературы о том, к каким печальным результатам приводит обучение детей в интернатных условиях. Достаточно сказать, что при повсеместно существовавшей до настоящего времени интернатной системе обучения детей с нарушенным слухом вопрос о реабилитации, т. е. о подготовке детей к нормальному речевому общению и пребыванию в обычном «речевом» окружении, даже не ставился.
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":- Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
- Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
- Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
- Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
- Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
- Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
- Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
- Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
- Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
- Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?