Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

1. Очень важно не прибегать к жестам и знакам, чтобы привлечь внимание ребенка, так как рано или поздно он будет думать, что это должно стать нормальным способом привлечения внимания, и сам будет поступать так же. Если он приобретет эту привычку, он сделает шаг в сторону от нормального поведения. Большинство детей пытаются поступать именно так, потому что вначале у них нет никаких других средств коммуникации. Нельзя поддерживать эти попытки, необходимо все «проговаривать».

Например, когда ребенок показывает на конфету, надо спросить: «Ты хочешь конфетку? Вот конфетка» и др. Конечно, сначала ребенок не понимает, не хочет учиться, но постепенно он будет связывать названия предметов с их значением, а позже попытается произнести необходимое слово, когда чего-либо захочет. На первом этапе очень важно, чтобы но отношению к какому-то предмету или действию применялись одни и те же слова. Ребенок должен услышать слово сотни раз, прежде чем он его усвоит. Следует помнить, что даже для ребенка, который отчетливо слышит все, ято говорится вокруг него, усвоение значения слов — это длительный процесс, требующий многократных повторений.

2. Как должны родители или кто-то другой говорить, вступая в контакт с тугоухим ребенком? Нужно говорить четко, просто, медленно, короткими предложениями, подчеркивая самое главное слово: «Дай мне куклу». Не надо утрировать произношение. Так же, как и слово, предложение должно быть услышано сотни раз, прежде чем ребенок усвоит его значение. Конечно, сам ребенок начнет говорить отдельными простыми словами, но постепенно у него будут формироваться комбинации слов, предложения, если он будет чувствовать, что это нормальное явление (т. е. если окружающие будут обращаться к нему именно таким образом). Другими словами, говорить с тугоухим ребенком нужно так, как мы говорим с любым ребенком того же возраста.

3. Нужно ли учить ребенка чтению с губ? Прежде всего следует учить использовать остаточный слух. При этом надо учесть, что надевание слухового аппарата еще не поможет ребенку научиться слушать. Приведем следующий пример. Когда по радио передают новости, а в комнате разговаривают люди, они слышат новости, но, поскольку их внимание сконцентрировано на чем-то другом, они не услышат ничего или почти ничего. Ребенок будет стараться обойтись чтением с губ, даже если наденет слуховой аппарат, до тех пор, пока он не научится слушать. А эта способность формируется у ребенка только при исключении возможности чтения с губ. Когда ребенок слушает, его внимание должно быть направлено на соответствующий объект, а не на губы говорящего.

развитие речи детей

При этом можно даже прибегнуть к прикрыванию на некоторое время рта говорящего. Прислушивание плюс чтение с губ — это не одно и то же, что чтение с губ плюс слух. Зрительный опыт ребенка, конечно, будет использоваться в процессе общения, но это не значит, что нужно специально учить ребенка читать с губ. Постоянная интенсивная слуховая тренировка должна стать основой обучения ребенка.

4. Первое слово и каждое новое слово ребенка — это большая радость для родителей. Однако, несмотря на то, что слово произносится ребенком очень приблизительно и лишь при большом воображении может быть опознано, да к тому же только родителями, ни в коем случае нельзя пытаться исправлять произношение. Этим можно затормозить или испортить дело. Пусть ребенок сам поупражняется с несколькими словами. Работу по улучшению качества речи нужно отложить до тех пор, пока у ребенка не накопится некоторый запас слов, которыми он уже будет пользоваться в «общении». До этих пор необходимо подбадривать ребенка и не исправлять его речь.

5. Специально запланированные занятия в дополнение к обеспечению так называемого «текущего комментария детской активности» должны стать неотъемлемой частью программы обучения. Хотя основной целью занятий является частое употребление определенных, намеченных к изучению слов, никогда нельзя забывать, что эффективность обучения зависит не только от частоты повторения, но и от интереса ребенка. Для этого надо специально изыскивать пути, создавая интересные для ребенка ситуации. Ребенок должен принимать активное участие в занятии игре. На первых занятиях нужно просто говорить с ребенком, показывая предметы и называя их.

Можно задавать вопросы и ожидать ответ, снова спрашивать и затем положить руку ребенка около объекта. Сначала ребенок не понимает вопроса, поэтому необходимо самим родителям показать, проделать действие и т. п. Пройдет время, но рано или поздно ребенок поймет, что от него требуют.

Приведенные положения довольно четко отражают суть занятий с ребенком в домашних условиях. Поэтому нам казалось полезным представить их вниманию читателя, тем более что они являются типичными для зарубежных руководств, предлагаемых родителям плохо слышащих детей. Мы не преследуем цель так же подробно останавливаться на более доступных отечественных руководствах. В нашей стране для родителей, занимающихся с глухими детьми, специальная программа разработана Институтом дефектологии АПН. Большую помощь родителям оказывает также журнал «В едином строю», содержащий рубрику «Университет для родителей».

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?
Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.