Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка

При какой степени потери слуха можно рассчитывать на успешную реабилитацию и какими средствами можно достичь оптимальных результатов?
На основании фактического материала, представленного на нашем сайте, можно прийти к заключению о том, что даже при нарушении слуха, достигающем 90 дБ, возможно развитие у детей способности к речевому общению на основе остаточного слуха.

На вопрос о том, какими средствами можно обеспечить достижение успеха, ответ должен содержать конкретные сведения и рекомендации. Прежде всего следует обобщить условия, выполнение которых является совершенно необходимым для успешной организации работы по реабилитации. Анализ литературных данных и собственного материала показывает, что во всех случаях, когда реабилитацию можно было считать успешной, основу работы составляла слуховая тренировка детей с нарушенным слухом.

Как видно из изложенного материала о деятельности центров и экспериментальных групп реабилитации, под слуховой тренировкой понимают все виды специальных упражнений, формальных и неформальных занятий, направленных на развитие остаточной слуховой функции ребенка в процессе становления его способности к речевому общению.

реабилитация слуха

Первым необходимым условием является раннее выявление нарушений слуха и раннее начало слуховой тренировки. Относительно времени начала обучения методом слуховой тренировки все исследователи сходятся на том, что тренировка должна начинаться сразу после установления диагноза. В литературе описаны случаи успешного применения слуховых аппаратов, начиная с шести месяцев и ранее [Whetnall, Griffiths].

По-видимому, помня о правиле «чем раньше — тем лучше», можно все же считать, что слуховая тренировка начата в сроки вполне приемлемые, если ребенок еще не вышел за пределы двухлетнего возраста [Davis]. Разумеется, это ни в коем случае не означает, что можно отказаться от реабилитационных мероприятий в тех случаях, когда тугоухость обнаружена в более поздние сроки.

Вторым необходимым условием является обеспечение достаточной степени усиления речи говорящего (педагога, родителей и др.). Для достижения этой цели используют как звукоусиливающую аппаратуру стационарного типа (тренажеры), так и портативные слуховые аппараты для постоянного ношения. Необходимо подчеркнуть, что с успехом используются также такие простые средства усиления, как повышение громкости голоса и приближение к ушной раковине ребенка.

О значении тренировки «ad concham» (около ушной раковины) с большим оптимизмом отзывался пионер реабилитации Веденберг из Швеции [Wedenberg], а также руководитель Югославского Центра реабилитации профессор Губерина [Gubcrina]. Существует мнение, что громкий голос у ушной раковины способен преодолеть практически любое понижение слуха, кроме случаев глухоты, которая, к счастью встречается очень редко [Wedenberg].
При этом отмечают высокие акустические качества такого рода «усиления», отсутствие помех, широкую частотную полосу и т. п.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
  2. Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
  3. Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
  4. Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
  5. Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
  6. Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
  7. Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
  8. Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
  9. Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
  10. Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: