ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность

По заключению группы весьма авторитетных исследователей [Reliability and validity], методика ЭЭГ-аудиометрии является действительно надежным методом для объективного исследования бодрствующих взрослых, но не спящих детей.
Анализ исследований, выполненных с помощью различных вариантов ЭЭГ-методик, позволяет высказать некоторые общие соображения относительно особенностей этих методик.

Методика ЭЭГ-аудиометрии с компьютером позволяет получать сведения о состоянии слуха детей любого возраста, начиная с периода новорожденности, а также детей с нарушениями умственного развития.
Данные о порогах слуха, в сравнении с получаемыми условнорефлекторными методиками, оказываются несколько завышенными.

Широкому распространению методики ЭЭГ-аудиометрии в детской аудиологической практике препятствует необходимость применения искусственного сна, а также дороговизна аппаратуры. Упрощение и удешевление оборудования обеспечат, вероятно, более широкое использование этой методики.

ээг аудиометрия

Следует отметить трудность регистрации потенциалов действия в ответ на низкочастотные акустические стимулы (тоны 500 Гц и ниже) при электрокохлеографии, что существенно уменьшает клиническую ценность методики для оценки слуха в указанном диапазоне частот у больных с нейросенсорной тугоухостью [Tyberghein, Davis, Hirsch, Electrocochleography used].

В заключение необходимо отметить следующее. Иногда подчеркивают «объективность» ЭЭГ-аудиометрии, как бы выделяя эту методику, а также некоторые другие, основанные на регистрации электрических явлений в различных системах организма (ЭКГ, КГР и др.), из ряда прочих методик, которые можно отнести к психофизиологическим. Однако данные, полученные методом условных рефлексов, являются объективными не в меньшей степени.

Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, выполненные последователями школы академика И. П. Павлова. Ряд работ был специально проведен с целью сравнительной оценки различных методик и выяснения их пригодности для исследования слуховой чувствительности. К таким работам относятся широко известные и получившие мировое признание исследования Г. В. Гершуни и его сотрудников [Гершуни Г. В., Авакян Р. В., Марусева А. М., Чистович Л. А. и др.].
На результатах сравнения данных при компьютерной ЭЭГ-аудиометрии и при условнорефлекторной методике [Tyberghein, Forrez] выше мы уже останавливались.

Сравнение условной КГР-методики с условнорефлекторной двигательной методикой (игровой аудиометрией) было проведено в ряде работ [Виноградова О. С, Соколов Е. Н., Бухман Л. А., Ваrr, Motta е. а. и др.].
Результаты этих и ряда других работ свидетельствуют об удовлетворительном совпадении данных, причем условнорефлекторные методики, как правило, оказывались даже более чувствительными.

Иными словами, нет оснований отдавать предпочтение той или иной методике, и в том числе ЭЭГ-аудиометрии, по причине какой-то особой «объективности». Основным преимуществом ЭЭГ-методик следует считать возможность исследования детей любой возрастной группы и, что особенно важно, независимо от уровня умственного развития.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Аудиометрия у детей":
  1. Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
  2. ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
  3. Эффективность различных методов оценки слуха у детей
  4. Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
  5. Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
  6. Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
  7. Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
  8. Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
  9. Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
  10. Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: