Поверхностные изменения кожи при приеме цитостатиков

а) Акральная эритема вследствие химиотерапии. Многие цитотоксические препараты могут вызывать кожную реакцию, известную под термином «акральная эритема». Эта реакция обычно развивается в течение 4-23 дней после начала химиотерапии в форме болезненной, четко ограниченной эритемы ладонно-подошвенных поверхностей в сочетании с отеком. В тяжелых случаях на дорсальной поверхности кистей и стоп развиваются крупные пузыри. Боль ограничивает способность к передвижению и использование рук.

Терапия сводится главным образом к применению анальгетиков и смягчающих препаратов (эмолентов), хотя добавки пиридоксина могут улучшить дизэстезию. Данная побочная реакция имеет ограниченный характер и разрешается в течение 2-4 недель. При последующем применении препаратов степень рецидивов эритемы сильно варьирует. Причина акральной эритемы неизвестна, но предполагается концентрация цитотоксических веществ в эккриновых структурах акральной кожи. В поддержку этой теории свидетельствует одновременное развитие сирингосквамозной метаплазии. Акральная эритема чаще всего развивается при приеме цитарабина, доксорубицина, фторурацила и метотрексата. Длительная терапия гидроксимочевиной может вызвать уникальную линейную форму акральной эритемы, которая напоминает дерматомиозит без соответствующих симптомов со стороны мышц (лекарственный псевдодерматомиозит), в редких случаях поражается лицо.

Поверхностные изменения кожи при приеме цитостатиков
Вызванная цитарабином болезненная акральная эритема с отеком.
Поверхностные изменения кожи при приеме цитостатиков

б) Воспаление очагов актинического кератоза. Ряд различных цитотоксических препаратов и химиотерапевтических схем вызывают воспаление очагов актинического кератоза. Системный фторурацил — самая распространенная причина воспаления актинических кератозов, и этот факт не должен удивлять дерматологов. Эта реакция обычно развивается в течение недели после начала химиотерапии. После завершения терапии очаги актинического кератоза иногда разрешаются, иногда остаются. Сообщалось о подобной реакции в очагах себорейного кератоза при приеме цитарабина. Эта реакция может имитировать симптом Лезера-Треля или опоясывающего герпеса.

в) Кожная гиперпигментация. У 8-66% пациентов, принимающих блеомицин, он может вызывать уникальную форму линейной гиперпигментации кожи, которая обычно развивается после кумулятивной дозы 90-285 мг. Очаги начинаются в форме линейных, эритематозных, пруритических высыпаний, которые медленно замещаются гиперпигментацией, появляющейся через несколько часов или недель после приема препарата. Высыпания обычно разрешаются без лечения в течение недель или месяцев. Патогенез неизвестен, но некоторые исследователи вызывали подобные очаги путем растирания кожи во время приема блеомицина. Другим исследователям не удалось воспроизвести этот результат. Блеомицин может также вызывать пятнистую пигментацию на участках давления в области кожных складок или стрий натяжения.

К другим уникальным формам кожной гиперпигментации относятся извилистая гиперпигментация по ходу вен, которая может сопровождать инфузии фторурацила, а также полициклические полоски пигментации на волосистой части кожи головы при приеме даунорубицина.

Многочисленные антинеопластические лекарства могут вызвать другие формы гиперпигментации, в том числе пятнистую, акральную, фоточувствительную, полициклическую, связанную с окклюзией, или генерализованную. Причина кожной гиперпигментации в большинстве случаев неизвестна. В качестве механизмов предполагаются прямое токсическое воздействие на меланоциты, повышенное накопление лекарства вследствие усиленного кровотока, местная токсическое действие вследствие накопления в потовом секрете, ассоциация с эндокринологическими аномалиями и медикаментозная деплеция ингибиторов тирозиназы.

Поверхностные изменения кожи при приеме цитостатиков
Линейная гиперпигментация появилась через две недели после назначения блеомицина.
Поверхностные изменения кожи при приеме цитостатиков
Гиперпигментация на участках окклюзии во время применения тиотепы.
Поверхностные изменения кожи при приеме цитостатиков
Реактивация солнечной эритемы через два дня после приема высоких доз метотрексата у молодой женщины с хориокарциномой.
Поверхностные изменения кожи при приеме цитостатиков

г) Фоточувствительность. Большинство случаев медикаментозной фоточувствительности имеют фототоксическую, а не фотоаллергическую природу. Фототоксические реакции начинаются вскоре после приема препарата и часто имитируют солнечные ожоги с признаками жжения, эритемы и даже везикул или пузырей. В случае фотоаллергических реакций обычно преобладает экзематозный компонент. Кроме того, фотоаллергические процессы зависят от сенсибилизации и могут развиваться с задержкой на недели или месяцы после первичного воздействия.

д) Возвратная рекция на участке облучения. Эта реакция представляет собой эритему на участке ранее проводившегося облучения или солнечного ожога. В тяжелых случаях могут появиться везикулы. Возвратная реакция может наступить через годы после облучения, патогенез этого явления неизвестен. Считается, что поврежденные облучением кератиноциты снова повреждаются при назначении цитотоксического препарата. Метотрексат часто вызывает уникальную возвратную реакцию на солнечный ожог, если его принимать через 1-3 дня после воздействия солнца, хотя как минимум один случай наблюдался даже через восемь дней после инсоляции. Добавки фолиевой кислоты (лейковорин) не предотвращают возвратную реакцию на солнечный ожог при приеме метотрексата.

е) Усиление радиационного воздействия. Усиление радиационного воздействия — это синергическая реакция между антинеопластическим препаратом и облучением. Такая радиосенсибилизация часто желательна при антинеопластической терапии, но может приводить к побочным эффектам на коже. В результате может развиться радиационный дерматит, который вначале проявляется болью и эритемой, после чего следуют десквамация и гиперпигментация. Хотя такую реакцию могут вызывать многие химиотерапевтические препараты, чаще всего она наблюдается при приеме доксорубицина и дактиномицина.

Поверхностные изменения кожи при приеме цитостатиков

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Глубокие изменения кожи при приеме цитостатиков"

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 3.9.2019

Ваши замечания и вопросы: