Расстройства с недостатком внимания и гиперактивностью. Расстройства управления поведением

Расстройство с недостатком внимания и гиперактивностью часто появляется до достижения ребенком четырехлетнего возраста и характеризуется неадекватной периоду развития рассеянностью внимания, импульсивностью поведения и гиперактивностью. Приблизительно в одной трети всех случаев расстройство продолжается в периоде зрелости (DSM-III-R,1987).

Предрасполагающие факторы:
1. Психодинамическая теория. В своей теории Mahler (1975) утверждает, что ребенок, имеющий расстройство с недостатком внимания и гиперактивностью, фиксируется в симбиотической фазе развития, не отдифференцировав себя от матери. Развитие «Я» задерживается, и проявляется импульсивное поведение, диктующееся «ОНО».
2. Биологическая теория. В DSM-III-R утверждается, что патологические изменения в центральной нервной системе, например наличие нейроинтоксикации, коркового паралича, эпилепсии, предположительно, являются предрасполагающими факторами. В некоторых случах последними могут быть дезорганизованная или хаотическая окружающая обстановка, издевательство над ребенком или его заброшенность. 3. Теория семейной динамики. Bowen (1978) предполагает, что при наличии патологических супружеских отношений фокус нарушения перемещается на ребенка, чье поведение со временем начинает отражать формы дисфункциональной системы семьи.

В DSM-III-R устанавливаются следующие признаки и симптомы расстройства с недостатком внимания и гиперактивностью.
1. Частые беспокойные движения рук и ног, ерзанье на стуле.
2. Сложность оставаться в положении сидя, если это необходимо.
3. Легко отвлекается внешними раздражителями.
4. Нетерпение при ожидании очереди в играх или в социальных ситуациях.
5. Часто дает преждевременные ответы на вопросы, не выслушав их до конца.

6. С трудом выполняет поручения других людей.
7. С трудом сосредоточивает внимание при выполнении заданий или во время игры.
8. Часто переходит от одного незаконченного вида деятельности к другому.
9. Не может играть тихо.
10. Часто много болтает.

11. Часто мешает или навязывает себя другим.
12. Часто производит впечатление человека, не слышащего, о чем ему говорят.
13. Часто теряет вещи, необходимые для выполнения задания или осуществления деятельности в школе и дома.
14. Часто вовлекается в опасные для его физического состояния виды деятельности, не учитывая возможных последствий (например, не посмотрев по сторонам, выбегает на улицу).

недостаток внимания

Расстройства управления поведением

В DSM-III-R описывается основная особенность расстройства управления поведением, заключающаяся в повторении и стойкости поведенческих стереотипов, при которых нарушаются основные права других людей и большинство соответствующих возрасту пациента общественных норм и правил. Поведение нарушено более серьезно, чем при обычных шалостях и озорстве детей и подростков. Расстройство с недостатком внимания и гиперактивностью часто предшествует тем поведенческим проявлениям, которые указывают на расстройство управления поведением.

1. Психодинамическая теория. В своей теории Mahler (1975) утверждает, что ребенок фиксируется в фазе развития, соответствующей отделению-обособлению. Ребенок не смог отделиться от матери и остается в зависимом положении. Опасения быть заброшенным подпитывают эту зависимость. «Я» остается в недоразвитом состоянии.

2. Биологическая теория. Были проведены исследования (Chess и др., 1970), связанные с определением различий в темпераменте младенцев с момента рождения. Регистрировали различия в длительности сосредоточения внимания, уровне возбудимости и приспособляемости. Однако связь между этими показателями и развитием расстройств поведения в будущем остается сомнительной.

3. Теория семейной динамики. В DSM-III-R устанавливаются следующие факторы, связанные с семейной динамикой и содействующие предрасположенности к этому расстройству:
• отвержение ребенка родителями,
• непоследовательное воспитание с суровыми наказаниями,
• жизнь в государственном заведении с раннего возраста,
• частая смена воспитателей,
• большая семья,
• отсутствие отца,
• родители с антисоциальным личностным расстройством или алкогольной зависимостью,
• связь с подгруппой, состоящей из лиц с делинквентным (отклоняющимся от нормы) поведением.

В DSM-III-R установлены следующие признаки и симптомы расстройства управления поведением.
1. Манипулирование другими людьми для удовлетворения своих желаний.
2. Отсутствие чувства вины в ответ на эксплуатацию других людей.
3. Физическое насилие, направленное против других лиц или их собственности. Примерами могут служить вандализм, изнасилование, взлом и проникновение в жилье, поджоги, мошенничество, словесное оскорбление и угроза физическим насилием, жестокость по отношению к животным. Ребенок часто является инициатором драк с применением физической силы.

4. Кражи за пределами дома, включая конфронтацию с жертвой. Например, вымогательство, выхватывание сумок, вооруженный грабеж.
5. Неспособность строить близкие взаимоотношения со сверстниками.
6. Постоянные нарушения общепринятых соответствующих возрасту норм поведения. Например, прогулы в школе, побеги из дома, постоянная лживость, кражи, злоупотербление наркотиками.
7. Неумение брать на себя ответственность за последствия собственного поведения.

- Читать далее "Враждебное поведение. Адаптационное расстройство с нарушением эмоций и поведения"

Оглавление темы "Нарушения психической деятельности":
1. Аутистическое расстройство. Причины и симптомы аутизма
2. Высокий риск членовредительства. Нарушения социального поведения
3. Нарушения вербального поведения. Нарушения личностной идентичности
4. Расстройства с недостатком внимания и гиперактивностью. Расстройства управления поведением
5. Враждебное поведение. Адаптационное расстройство с нарушением эмоций и поведения
6. Риск проявления насилия. Задачи и вмешательства при риске проявления насилия
7. Плохая психологическая защита. Тактика при неадекватной психологической защите
8. Патология социального взаимодействия. Коррекция социального взаимодействия
9. Адаптация к стрессовым факторам. Лечение нарушений адаптации к стрессу
10. Нарушение самооценки. Тактика при нарушениях самооценки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: