Аутистическое расстройство. Причины и симптомы аутизма

Некоторые общие психические расстройства могут возникать или становиться явными в период младенчества, в детском или в подростковом возрасте. Большинство основных признаков этих расстройств являются идентичными независимо от возраста индивида (DSM-III-R, 1987).

Однако существует несколько расстройств, которые возникают в ранние годы развития и определяются в соответствии со способностью или неспособностью ребенка выполнять соответствующие возрасту задания или осуществлять интеллектуальные виды деятельности. Далее представлены отдельные виды расстройств. Важно, чтобы медицинская сестра, работая с этими больными, знала характерные особенности форм правильного поведения в младенчестве, детском и подростковом возрасте.

Аутистическое расстройство характеризуется уходом ребенка в себя и в созданный им собственный фантастический мир. Это расстройство встречается редко, в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек, и чаще наблюдается в классах с более высоким социально-экономическим положением. Расстройство хроническое и часто продолжается в зрелом возрасте. В DSM-III-R есть дополнительное подразделение расстройства в зависимости от времени его начала развития:

1) начало в раннем детском возрасте (до 36 месяцев от рождения);
2) начало в позднем детском возрасте (после достижения ребенком 36 месяцев от рождения).

аутизм

Предрасполагающие факторы аутизма

1. Психодинамическая теория. Mahler (1975) утверждал, что аутистический ребенок фиксируется в пресимбиотической фазе своего развития. Ребенок не достигает симбиотических отношений с матерью, а также не отличает себя от нее. Развитие «Я» задерживается, ребенок не общается и не строит отношений с другими.

2. Биологическая теория. DSM-III-R определяет следующие биологические факторы, предрасполагающие к этому расстройству:
• краснуха у матери,
• нелеченная фенилкетонурия,
• энцефалит,
• гипоксия плода во время родов,
• туберозный склероз,
• синдром фрагильной Х-хромосомы.

3. Теория семейной динамики. Формы взаимодействия в раннем возрасте подтвердили их важность в предрасположенности к раннему детскому аутизму. Отчужденная и холодная мать со слабой эмоциональной привязанностью к ребенку, недостаток поощрения, а также материнская депривация оказались значимыми в развитии этого расстройства (Каппег, 1955).

Симптоматология (субъективные и объективные данные):
1. Несостоятельность в создании межличностных отношений, характеризующихся неотзывчивостью к людям, недостаточностью глазного контакта и мимической восприимчивости, нежеланием или отвращением к эмоциональному и физическому контакту. В раннем детстве существует несостоятельность в развитии совместной игры и дружелюбных отношений.
2. Нарушение в общении (вербальном и невербальном), характеризующееся отсутствием речи или, если речь развита, часто неразвитой ее грамматической структурой, неправильным использованием слов, эхолалией, неспособностью применять абстрактные понятия. Сопровождающие невербальные проявления могут быть неадекватными или могут совсем отсутствовать.
3. Причудливые реакции на окружающую обстановку, характеризующиеся невосприимчивостью или чрезмерно выраженными поведенческими реакциями на незначительные события; патологическая навязчивая привязанность к странным предметам; ритуальные формы поведения.

4. Чрезвычайное увлечение движущимися предметами (например, вентиляторы, поезда). Специфический интерес к музыке, игре с водой, пуговицами или частями своего тела.
5. Необоснованная настойчивость в точном соблюдении заведенного порядка (например, настаивание на том, чтобы всегда в точности придерживаться одной и той же последовательности действий при осуществлении покупок в магазине).
6. Заметное огорчение из-за изменений обычной обстановки (например, когда вазу переставляют с обычного места).
7. Стереотипные движения тела (например, пощелкивание пальцами или вращение руками, прядение руками, хлопание себя по голове, сложные движения всего тела).

- Читать далее "Высокий риск членовредительства. Нарушения социального поведения"

Оглавление темы "Нарушения психической деятельности":
1. Аутистическое расстройство. Причины и симптомы аутизма
2. Высокий риск членовредительства. Нарушения социального поведения
3. Нарушения вербального поведения. Нарушения личностной идентичности
4. Расстройства с недостатком внимания и гиперактивностью. Расстройства управления поведением
5. Враждебное поведение. Адаптационное расстройство с нарушением эмоций и поведения
6. Риск проявления насилия. Задачи и вмешательства при риске проявления насилия
7. Плохая психологическая защита. Тактика при неадекватной психологической защите
8. Патология социального взаимодействия. Коррекция социального взаимодействия
9. Адаптация к стрессовым факторам. Лечение нарушений адаптации к стрессу
10. Нарушение самооценки. Тактика при нарушениях самооценки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: