Враждебное поведение. Адаптационное расстройство с нарушением эмоций и поведения

В DSM-III-R расстройство с вызывающе-враждебным поведением определяется как форма недоброжелательного, враждебного и вызывающего поведения без более серьезных нарушений основных прав других людей, которые были рассмотрены в случаях с расстройством управления поведением. Такой диагноз ставят только в тех случаях, если враждебное и вызывающее поведение наблюдается значительно чаще, чем у других людей с таким же уровнем интеллектуального возраста. Расстройство чаще всего наблюдается в последние годы детства и первые годы подросткового периода.

Предрасполагающие факторы:
1. Психодинамическая теория. Смотри написанное в разделе «Расстройство управления поведением».
2. Биологическая теория. Смотри написанное в разделе «Расстройство управления поведением».
3. Теория семейной динамики. Полагают, что некоторые родители интерпретируют средний или повышенный уровень противодействия ребенка в периоде развития как враждебность и преднамеренную попытку с его стороны управлять ими. Если вопросы власти и контроля представляют собой трудности для родителей или если они используют свой авторитет только для удовлетворения собственных потребностей, между родителями и ребенком может возникнуть силовая борьба, которая становится начальной стадией развития расстройства с вызывающе-враждебным поведением у ребенка (Kaplan, Sadock, 1985).

В DSM-III-R устанавливаются следующие признаки и симптомы расстройства с вызывающе-враждебным поведением у ребенка.
1. Часто теряет самообладание.
2. Часто спорит со взрослыми.
3. Часто активно оказывает открытое неповиновение взрослым либо игнорирует их требования или нормы поведения.
4. Часто преднамеренно совершает действия, раздражающие других людей.
5. Часто обвиняет других людей в собственных ошибках.
6. Часто раздражается и обижается на других людей.
7. Часто гневен, злопамятен.
8. Часто злобен и мстителен.
9. Часто ругается и употребляет непристойные выражения.

враждебное поведение

Адаптационное расстройство с нарушением эмоций и поведения

Адаптационное расстройство представляет собой дизадаптивную реакцию на установленный психосоциальный стрессор (или стрессоры), возникающую в течение трех месяцев после начала действия стрессора и длящуюся не более шести месяцев (DSM-III-R, 1987). Предполагается, что нарушение будет со временем ослабевать после устранения стрессора или, если стрессор продолжает существовать, при достижении нового уровня адаптации. Категория, которая определяется смешанным нарушением эмоций и поведения, проявляется в виде разнообразных сочетаний тревоги, депрессии и других эмоций, а также нарушения прав других людей или главных общественных норм и правил поведения, установленных для соответствующего возраста. Симптомы адаптационных реакций подростка обычно становятся явными примерно в возрасте от 10 до 12 лет и рассматриваются как дизадаптивная ответная реакция на соматические и психосоциальные изменения, распространенные у подростков. Хотя такая реакция не рассматривается в этом разделе DSM-III-R, адаптационное расстройство со смешанным нарушением эмоций и поведения включается сюда из-за его распространенности в подростковом периоде.

Предрасполагающие факторы:
1. Психодинамическая теория. Смотри написанное в разделе «Расстройство управления поведением».
2. Биологическая теория. Смотри написанное в разделе «Расстройство управления поведением».

3. Теория семейной динамики. В этих теориях рассматриваются семейные дисфункциональные стереотипы как факторы, предрасполагающие к развитию адаптационного расстройства в подростковые годы (Pasquali и др., 1989). К имеющим значение дисфункциональным стереотипам относятся:
• нечеткость границ «Я» среди членов семьи (в результате частичного совпадения или изменения ролей и быстрого распространения тревоги от одного индивида ко всем членам семьи),
• чрезвычайно строгая дисциплина, отсутствие ее или непоследовательность в формах дисциплинирования,
• нереальные надежды на ребенка со стороны родителей,
• неспособность членов семьи сообщать о своих истинных переживаниях,
• недостаток знаний в отношении стадий нормального роста и развития ребенка,
• неэффективные навыки разрешения проблем.

Симптоматология:
1. Тревога от умеренного до выраженного уровня.
2. Депрессивное настроение, слезливость, безнадежность.
3. Нарушение прав других людей или социальных норм и правил поведения, установленных в соответствии с возрастом.
4. Расстройства питания (потеря аппетита или переедание).
5. Расстройства сна (бессонница или гиперсомния).
6. Приставучесть к ровесникам или к родителям.
7. Соматические жалобы.
8. Импульсивные поступки.

- Читать далее "Риск проявления насилия. Задачи и вмешательства при риске проявления насилия"

Оглавление темы "Нарушения психической деятельности":
1. Аутистическое расстройство. Причины и симптомы аутизма
2. Высокий риск членовредительства. Нарушения социального поведения
3. Нарушения вербального поведения. Нарушения личностной идентичности
4. Расстройства с недостатком внимания и гиперактивностью. Расстройства управления поведением
5. Враждебное поведение. Адаптационное расстройство с нарушением эмоций и поведения
6. Риск проявления насилия. Задачи и вмешательства при риске проявления насилия
7. Плохая психологическая защита. Тактика при неадекватной психологической защите
8. Патология социального взаимодействия. Коррекция социального взаимодействия
9. Адаптация к стрессовым факторам. Лечение нарушений адаптации к стрессу
10. Нарушение самооценки. Тактика при нарушениях самооценки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: