Причины нарушения саморегуляции. Распространенность нарушений саморегуляции

Предметом исследования выступали агрессивные противоправные действия в рамках преступлений различной тяжести и направленности: против личности, где отмечались все три типа агрессии (смысловая, инструментальная, аффективная); против собственности, где агрессия была своего рода инструментом для достижения корыстных целей и лишь в единичных случаях приобретала смысловой характер.

Объектом исследования являлись лица (как взрослые, так и несовершеннолетние), направленные на комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского после совершения агрессивных деликтов (ст.ст. 105—107, 111—113, 116—117, 161-163 УК РФ). За период исследования нами было обследовано 226 испытуемых (из них несовершеннолетних — 62 чел.), помимо этого были проанализированы архивные данные в отношении 93 взрослых подэкспертных.

Таким образом, общее число исследованных случаев составило 319. По экспертным решениям взрослые испытуемые нашей выборки (возраст от 18 до 45 лет) распределились следующим образом: 2% — невменяемы; 51,4% — вменяемы без всяких ограничений; 10,1% — рекомендовано применение ст.22 УК РФ; у 15,5% вменяемых лиц психологом были констатированы аффекты или определено существенное влияние эмоционального состояния на поведение подэкспертных в ситуации правонарушения; у 21% вменяемых лиц психологом определено существенное влияние не только эмоционального состояния, но и личностных особенностей.

Среди них 2% страдали шизофренией, 13% не обнаруживали признаков какого-либо психического расстройства, у 10% диагностировались психопатические черты, у 12% — психопатии; у 63% подэкспертных выявлялось органическое поражение головного мозга с теми или иными изменениями психики, а также и психопатизацией.

нарушения саморегуляции

У обследованных несовершеннолетних лиц распределение было иным: 41,9% — признаны невменяемыми; 22,6% — вменяемы без каких-либо ограничений; 35,5% — рекомендовано применение ст. 22 УК РФ. 11,3% подростков страдали шизофренией, 67,8% обнаруживали признаки органического поражения головного мозга с теми или иными изменениями психики, в том числе психопатизацией, инфантилизмом и эписиндромом, а также формирующимися алкоголизмом и наркоманией. У 3,2% обнаруживались признаки психопатии, у такого же количества выявлялся патологический пубертат, патологическое развитие личности и дисгармоничный пубертат; у 1,6% диагностировалось патохарактерологическое развитие личности. 6,5% подростков обнаруживали временное болезненное расстройство психики на момент криминала.

Для анализа и систематизации полученных результатов, разделения собранного материала на группы проводилось сопоставление данных патопсихологического обследования, личностного тестирования, материалов уголовных дел, медицинской документации, а также объективных и субъективных параметров криминальной ситуации и специфики агрессивного поведения подэкспертных.

В качестве методического обеспечения применялся следующий комплекс патопсихологических и личностных проб, тестов и др. Для исследования когнитивной сферы — внимание, память, восприятие, мышление, ассоциативные процессы — использовались следующие методики: 10 слов, Пиктограмма, Исключение предметов, Сравнение понятий, пословицы и метафоры, сюжетные картинки, последовательности событий и др., при этом выбор предъявляемых методик зависел от уровня интеллектуального развития и степени сохранности испытуемого. Для изучения личностной и эмоционально-волевой сфер применялись тесты Розенцвейга, Люшера, Кеттелла, MMPI, "Незаконченные предложения" и др.

Кроме того, использовались специальные методики, направленные на выявление личностной ориентации, наличия или отсутствия агрессивных тенденций, степени осознанности и подконтрольности возникающих агрессивных импульсов, способности к их канализации социально приемлемым путем, а также определения характерного и доступного для испытуемого диапазона способов межличностной коммуникации — тест Вагнера, ВСК, УСК, рисуночные тесты, ЦТО, в единичных случаях ТАТ и др. Подобная направленная батарея методик в совокупности с клинической психологической беседой и анализом имеющихся объективных материалов позволили выявить наиболее значимые проблемы, ведущие мотивационные и ценностные ориентации, устойчивые личностные характеристики, особенности самоотношения, актуального состояния подэкспертных и их отношение к правонарушению как в данный момент, так и ретроспективно, а также субъективную картину содеянного.

Анализ полученного материала был проведен системно по различным основаниям, в соответствии с поставленными задачами: по типу агрессии, по психологическим механизмам и особенностям произвольной регуляции агрессивных действий, по факторам, влияющим на проявление криминальной агрессии и характер совершенного деяния, а также учитывался возраст подэкспертных.

- Читать далее "Психология лиц с агрессивным поведением. Мотивационно-смысловая агрессия"

Оглавление темы "Формы агрессивного поведения":
1. Сексуальные убийства. Исследование сексуальных убийств
2. Психопатологическая характеристика сексуальных убийц. Сексуальный дизонтогенез
3. Нарушения саморегуляции. Психология агрессивного поведения
4. Ценность человеческой жизни как фактор агрессивности
5. Причины нарушения саморегуляции. Распространенность нарушений саморегуляции
6. Психология лиц с агрессивным поведением. Мотивационно-смысловая агрессия
7. Агрессия при религиозных убеждениях. Мотивации современной агрессии
8. Инструментальная агрессия. Характеристика инструментальной агрессии
9. Социальный фактор инструментальной агрессии. Аффективная агрессия
10. Причины аффективной агрессии. Патоперсонологический фактор агрессии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: