Нарушения саморегуляции. Психология агрессивного поведения

Проблема агрессии, истоков и причин агрессивного поведения, его деструктивности или конструктивности, проявлений и механизмов, влияния на развитие общества в целом и конкретного индивида является общей для ряда наук: философии, криминологии, психологии, психиатрии и др. Как показал анализ литературных источников, несмотря на многочисленность подходов и концепций, теоретические основы понятия агрессии разработаны недостаточно, отсутствуют единый понятийный аппарат и система категорий не только на междисциплинарном уровне, но и в рамках одной науки — психологии, где содержание понятий во многом зависит от методологической базы различных психологических школ.

За последние 20 лет число публикаций, посвященных различным аспектам агрессии, ее видам и формам, значительно возросло и к настоящему времени приближается к 2000. Изучение доступной нам литературы по данной тематике позволяет выделить принципиально различное понимание генеза и этиологии агрессии представителями различных психологических направлений.

В рамках этих концепций агрессивность понимается либо как врожденная инстинктивная тенденция (Фрейд 3., 1991; Лоренц К., 1994), либо как особенности мотивации или характеристика поведения.

Наше исследование направлено, по преимуществу, на решение конкретных как научных, так и практических задач, стоящих перед судебной и медицинской психологией. В первую очередь нас интересуют характер и механизмы непатологической агрессии лиц с психическими расстройствами при совершении ими криминальных действий.

нарушения саморегуляции

На наш взгляд, упомянутые выше концепции понимания агрессивности, с одной стороны, претендуют на глобальность, а с другой — отличаются некоторой редуцированностью и односторонностью подхода и малоприменимы в экспертной практике. Криминальное агрессивное поведение, по нашему мнению, нельзя однозначно соотносить с повышенным уровнем агрессивности вне зависимости от того, является ли она инстинктом, личностной особенностью или характеристикой поведения.

Наиболее предпочтительным и продуктивным для исследования агрессивного поведения, в том числе и у лиц с психическими расстройствами, является предложенное S. Feshbach (1964, 1971) разделение агрессии на мотивационную, инструментальную и аффективную. Подобная типизация позволяет при анализе конкретного агрессивного деликта учитывать не столько проблемы генеза и криминологические аспекты (цель, особенности ситуации, результат и др.), но и индивидуальные реакции конкретной личности в конкретной ситуации, обусловленные ее системой ценностных отношений, ведущих мотивов, особенностей личностной структуры, параметров эмоционально-волевой и когнитивных сфер, а также наличием повышенного уровня агрессивности. Такой подход дает возможность оценивать и меру произвольности и осознанности агрессивного поведения, его направленности, степень деструктивности или наличие способности к канализации агрессии социально приемлемыми способами.

Актуальность изучения проблемы агрессии во многом обусловлена высокой социальной значимостью и общественной опасностью агрессивного поведения, особенно его криминальных форм, при этом известно, что общие причины преступности, отклоняющегося девиантного поведения, в свою очередь, имеют социальные корни.

Проходящие на протяжении последних 10—12 лет макросоциальные изменения с резкой ломкой устоявшихся, в том числе традиционных стереотипов и норм поведения, межличностных взаимоотношений явились психотравмирующим фактором, фрустрирующим основы миропонимания и миропринятия, привели к возникновению психологического стресса у значительной части взрослого населения вплоть до явлений кризиса идентичности. С другой стороны, за этот же период времени сформировалось уже целое поколение в условиях морально-нравственного вакуума, экономической и политической нестабильности и отсутствия устойчивых социальных ориентиров, что привело к существенной деформации общественного сознания подрастающего поколения. Это выражается в таких негативных явлениях, как нравственный релятивизм, правовой нигилизм, наркотизация, алкоголизация, увеличение девиантности и делинквентности среди населения, а также в росте общественно опасных агрессивных деяний, особенно совершенных подростками, усугублении тяжести, жестокости и брутальности криминального насилия.

- Читать далее "Ценность человеческой жизни как фактор агрессивности"

Оглавление темы "Формы агрессивного поведения":
1. Сексуальные убийства. Исследование сексуальных убийств
2. Психопатологическая характеристика сексуальных убийц. Сексуальный дизонтогенез
3. Нарушения саморегуляции. Психология агрессивного поведения
4. Ценность человеческой жизни как фактор агрессивности
5. Причины нарушения саморегуляции. Распространенность нарушений саморегуляции
6. Психология лиц с агрессивным поведением. Мотивационно-смысловая агрессия
7. Агрессия при религиозных убеждениях. Мотивации современной агрессии
8. Инструментальная агрессия. Характеристика инструментальной агрессии
9. Социальный фактор инструментальной агрессии. Аффективная агрессия
10. Причины аффективной агрессии. Патоперсонологический фактор агрессии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: