Инструментальная агрессия. Характеристика инструментальной агрессии

При систематизации полученного нами материала обращает на себя внимание тот факт, что несмотря на сходство внешних проявлений внутренние механизмы и содержание инструментальной агрессии существенно различаются в зависимости от возраста правонарушителя (взрослых — 27%, несовершеннолетних — 40,3%). У взрослых преступления, когда агрессия используется в качестве инструмента для достижения какой-либо иной цели, чаще корыстной, совершаются как в группах, так и индивидуально.

При этом данные субъекты являются наиболее сохранными со стороны когнитивной, личностной и эмоционально-волевой сфер; их криминальная активность носит достаточно упорядоченный, последовательный и целенаправленный характер, а деструктивный способ достижения желаемого заранее планируется либо выбирается достаточно осознанно, хотя и под воздействием внешних неожиданно возникающих ситуативных факторов (например, убивается случайный свидетель ограбления).
Структура деятельности при совершении ООД является развернутой и за исключением редких случаев не противоречит в целом личностным смыслам правонарушителей.

У несовершеннолетних же инструментальный характер агрессии часто не предполагает осознанный выбор данного способа для достижения желаемой цели; как правило, недооцениваются социальные последствия совершаемого, при этом нередко наблюдается диссоциация между крайне жестоким и деструктивным характером действий и незначительностью достигаемого материального результата.

инструментальная агрессия

По преимуществу агрессивно-корыстные криминалы совершаются подростками в группе (нередко в состоянии алкогольного опьянения), из которой на экспертизу чаще всего направляются наиболее социально и психологически (психически) неблагополучные ее члены. Они имеют в анамнезе неоднократные стационирования в детские и подростковые психиатрические больницы, наблюдаются в ПНД и НД.

Для 92% из них ранее было характерно делинквентное поведение: алкоголизация, токсикомания либо наркомания, уходы из дома, бродяжничество, приводы в милицию, учет в ОППН, в том числе и за совершение правонарушений до достижения возраста уголовной ответственности (кражи, хулиганство, угоны и пр.). Некоторые несовершеннолетние имели в анамнезе судимости или проходили принудительное лечение. В большинстве случаев подростки происходили из неблагополучных семей и имели неблагоприятное микроокружение (68%); у них нарушена социальная адаптация (68%), они не учатся и не работают.

В личностной структуре — при психологическом исследовании — на первый план у данного контингента выступает дисгармония, сформировавшаяся, как правило, на фоне органической патологии головного мозга различной степени выраженности изменений психики (как интеллектуального компонента, так и эмоционально-волевого) у лица с чертами личностной незрелости, а также признаками педагогической и социальной запущенности.

Для них характерны несформированность мотивационно-смысловой сферы, неустойчивость системы оценок; при внешнем следовании асоциальным установкам и нормам референтной группы у них не обнаруживается интериоризации как социально одобряемых норм поведения, так и антисоциальных ценностей. В силу этого поведение их отличается ситуативностью, слабо опосредовано, они подвержены внешнему влиянию и воспринимают мнение авторитетных для группы лиц без его критической оценки. В дальнейшем зачастую несовершеннолетние строят свою уже делинквентную систему ценностей в группе таких же сверстников.

У таких подростков не выявляется, как правило, высокого уровня собственной агрессивности, а внешнеобвиняющие реакции носят защитный личностный характер, деструктивное же поведение в ситуации правонарушения определяется механизмами группового взаимодействия: потребность в принадлежности к референтной группе, в ее одобрении и принятии, самоутверждение и самоактуализация, реализуемые через группу, стремление завоевать авторитет или отстоять уже имеющиеся позиции, не показать собственную слабость и несостоятельность, страх быть отверженным, подражание нормативным требованиям без их собственной интериоризации.

- Читать далее "Социальный фактор инструментальной агрессии. Аффективная агрессия"

Оглавление темы "Формы агрессивного поведения":
1. Сексуальные убийства. Исследование сексуальных убийств
2. Психопатологическая характеристика сексуальных убийц. Сексуальный дизонтогенез
3. Нарушения саморегуляции. Психология агрессивного поведения
4. Ценность человеческой жизни как фактор агрессивности
5. Причины нарушения саморегуляции. Распространенность нарушений саморегуляции
6. Психология лиц с агрессивным поведением. Мотивационно-смысловая агрессия
7. Агрессия при религиозных убеждениях. Мотивации современной агрессии
8. Инструментальная агрессия. Характеристика инструментальной агрессии
9. Социальный фактор инструментальной агрессии. Аффективная агрессия
10. Причины аффективной агрессии. Патоперсонологический фактор агрессии
11. Как воспитать ребенка самостоятельным и трудолюбивым человеком?

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: