Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте

В связи с обсуждением вопроса об удельном весе частотных составляющих в речевых сигналах представляют интерес также следующие данные литературы, относящиеся к русскому языку. Исследованиями Л. А. Варшавского, И. М. Литвака и А. И. Лопотко было установлено, что частотный диапазон ниже 400 Гц, а также область частот выше 2500 Гц не имеют существенного значения для различения звуков речи человеком с нормальным слухом.

М. М. Эфрусси показал, что при отсутствии частот ниже 500 Гц обеспечивается 96-процентная разборчивость речи, а при устранении частот выше 4000 Гц разборчивость речи несколько ниже и равна 92%. На основании этих данных автор пришел к выводу, что вполне удовлетворительная разборчивость речи может быть обеспечена при ширине пропускаемой полосы частот от 500 до 4000 Гц. Так обстоит дело при восприятии речевых сигналов человеком с нормальным слухом.

Исходя из приведенных данных, предложенные ранее способы оценки средней потери слуха кажутся вполне логичными, поскольку они основаны на вычислении средней арифметической тональных порогов В диапазоне наиболее информативных речевых частот. Во всяком случае, они достаточно полно отражают величину потери слуха у больного по сравнению с нормальной слуховой функцией.

глухота

Однако справедливо ли применение этих способов при оценке потенциальных возможностей остаточного слуха больных? Об этом речь пойдет в следующих статьях на сайте.

В заключение обзора заметим, что если даже среди описанных методик обобщенной оценки аудиометрических данных удалось бы выбрать безупречную, то средняя потеря слуха, составляющая 80—90 дБ, вынуждает поставить диагноз «глухота», что равносильно весьма пессимистическому прогнозу в отношении возможности использования остаточного слуха ребенка.

Тем не менее, в литературе можно обнаружить сведения, которые могут показаться парадоксальными, если подходить к оценке слуха с подобными мерками. Известно, что организуются центры реабилитации глухих детей, приводятся сообщения об успешной реабилитации детей, средняя потеря слуха которых не только достигает 80—90 дБ, но нередко и превышает эту величину. Таких детей подготавливают к обучению в обычных школах и институтах, благодаря тому, что в дошкольный период они приобретают способность к нормальному речевому общению [Wedenberg, Whetnall, Fry, Guberina и др.].
В следующем разделе мы попытаемся дать некоторое объяснение происхождения таких парадоксов на основе анализа собственного материала и некоторых литературных данных.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  8. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  9. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  10. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: