Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты

Можно привести целый ряд примеров, как из литературы, так и из материала собственных наблюдений, свидетельствующих о том, насколько различно может сложиться судьба детей с одинаковой степенью нарушения слуха в зависимости от правильности тактики аудиолога при первоначальном обследовании ребенка. В книге «Глухой ребенок» [Whetnall, Fry] содержатся сведения о многочисленных случаях, когда вместо диагноза «тугоухость» ошибочно ставился диагноз «глухота», и приведены примеры аудиограмм детей, страдающих тугоухостью, но оказавшихся в числе учащихся школы для глухих. Подобные случаи до сих пор встречаются и в нашей практике. Приведем несколько тональных аудиограмм детей, находящихся под наблюдением в детском аудиологическом кабинете ЛенНИИ ЛОР.

Аудиограммы подобраны так, что попарно являются сопоставимыми (по форме и величине потери слуха). Слева представлены тональные аудиограммы детей, обучающихся в школах для глухих или для слабослышащих (в отделении для детей без развернутой речи). Несмотря на то, что у всех детей имеется значительный остаточный слух, они не владеют развернутой речью. Справа — тональные аудиограммы детей, посещающих обычную школу (первая парта), несмотря на наличие у них выраженных нарушений слуха. Можно видеть, что аудиометрические данные тех и других детей очень сходны, однако по уровню слухоречевого развития, достигнутому к моменту поступления в школу, дети отличались весьма существенно. Во втором случае в результате рано начатой слуховой тренировки, проводившейся индивидуально в семье (в основном силами родителей), были полностью использованы потенциальные возможности остаточного слуха, благодаря чему дети приобрели способность к практически нормальному речевому общению.

Нами было проведено также тщательное исследование слуха детей в четырех специализированных дошкольных детских учреждениях. В результате аудиологического обследования с помощью игровой тональной аудиометрии было установлено, что состав детей в каждом из детских садов крайне неоднороден по состоянию слуха [Лях Г. С, Марусева А. М.]. В детском саду для глухих 25% детей оказались не глухими, а слабослышащими, в детском саду для тугоухих 24% детей имели понижения слуха, приближающиеся к глухоте. В логопедическом (речевом) детском саду 12% детей оказались тугоухими. Приведенные данные еще раз свидетельствуют о трудности оценки слуховых нарушений у детей дошкольного возраста, а также об огромной ответственности врача, выдающего заключение о степени нарушения слуха у ребенка.

Многолетний опыт работы по исследованию слуха у детей и в особенности результаты повторных измерений убедили нас в том, что любые попытки точного измерения слуха на ранних стадиях обучения ребенка обречены на неудачу даже у опытного аудиолога. Поэтому диагнозы в категоричной форме не должны иметь места, особенно такой диагноз, как «глухота».

тугоухость и глухота у детей

На основании анализа полученного нами фактического материала, а также многочисленных литературных источников можно сделать некоторые важные выводы.

1. Результаты первого измерения порогов слуха у ребенка всегда являются только приблизительными, особенно при нарушениях слуховой функции у детей первых лет жизни. Причина этого, во-первых, в том, что ребенок не имеет еще слухового опыта и поэтому может воспринимать лишь звуковые сигналы, существенно превышающие пороги его слуха. Во-вторых, причиной недостаточно точного определения порога может быть значительная фоновая активность («отвлечение внимания», по психофизической терминологии), препятствующая обнаружению реакции на звук. Поэтому на данном этапе диагноз «глухота» не должен иметь места.

2. Повторные измерения порогов в течение нескольких дней подряд также не могут служить гарантией правильной оценки состояния слуховой функции, поскольку короткого отрезка времени недостаточно для приобретения слухового опыта.

3. Не дает точного представления о состоянии слуха ребенка и аудиометрия, выполненная через очень большой интервал времени, если последний не используется для проведения активной слуховой тренировки. Поэтому не может быть оправдана тактика врача, откладывающего измерение слуховой чувствительности до достижения ребенком четырех-пятилетнего возраста под тем предлогом, что только тогда будет возможно получение более надежных данных о состоянии слуха.

4. Единственно правильной тактикой является введение так называемого диагностического периода, т. е. периода аудиологического наблюдения за ребенком в процессе систематической интенсивной слуховой тренировки. Продолжительность диагностического периода может быть индивидуально различной (от 6 мес до двух лет и более) в зависимости от интенсивности слуховой тренировки и динамики слуховых порогов. При этом следует иметь в виду, что наступающее в результате тренировки снижение порогов на 20 дБ— явление довольно частое.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  8. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  9. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  10. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: