Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке

Измерения слуховых порогов, проведенные с различными временными интервалами с целью изучения динамики аудиометрических данных детей дошкольного возраста в процессе слуховой тренировки, позволили установить следующее.

При небольших интервалах между измерениями (2—4 нед) значительных колебаний порогов нет. Это понятно, так как за короткий отрезок времени слуховой опыт детей не может существенно измениться.
При повторных измерениях слуха с интервалом в 1—2 года происходит понижение порогов слышимость в диапазоне частот 250—1000 Гц как у детей младшей возрастной группы (от двух до пяти лет), так и у детей более старшего возраста (от пяти до семи лет). Снижение тональных порогов происходит только при условии интенсивной слуховой тренировки.

При отсутствии слуховой тренировки аудиометрические данные детей либо остаются без изменений, либо даже появляется тенденция к повышению тональных порогов слышимости.
Понижение порогов слышимости тональных сигналов у детей в процессе слуховой тренировки является закономерным результатом совершенствования их умения прислушиваться к звукам и реагировать на околопороговые сигналы.

слуховая тренировка

Для детей с нарушением слуховой функции требуется длительный период времени, в течение которого накапливается необходимый слуховой опыт и формируется прочная реакция прислушивания, т. е. обеспечиваются условия, без которых невозможно приближение к истинным порогам слуха ребенка.

Следует помнить, что отчетливую реакцию на звуковой сигнал небольшой интенсивности, например 10 дБ над порогом взрослого человека с нормальным слухом, можно ожидать у ребенка при нормальном слухе только в том случае, если «возраст слуха» составляет не менее 3—4 лет. В связи с этим аудиометрические данные тугоухих детей, полученные нами в результате двухлетней слуховой тренировки, не следует считать окончательными.
Вполне возможно, что при дальнейшем наблюдении у части детей, подвергающихся систематической слуховой тренировке, удастся обнаружить дополнительное снижение тональных порогов.

Таким образом, мы вправе утверждать, что по мере накопления слухового опыта происходит достоверное снижение тональных порогов, которое является свидетельством успешной мобилизации резервных возможностей остаточного слуха ребенка. Чем больше «возраст слуха», тем более вероятным становится выявление истинных слуховых порогов. Мы полагаем, что именно после того, как все резервные возможности оказываются исчерпанными, аудиометрическис данные стабилизируются, и с этого момента пороги действительно становятся неизменными.

По-видимому, именно так следует объяснить описанные выше наблюдения [Ваrr], в которых не удалось обнаружить изменений порогов у большой группы больных. В этой работе результаты повторного исследования сравнивали с «первой надежной тональной аудиограммой». Мы думаем, что «первая надежная» аудиограмма попросту относилась к заключительному этапу в динамике слуховых порогов.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  8. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  9. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  10. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: