Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии

Вопрос о том, в каком возрасте возможно получить действительно «надежную» тональную аудиограмму ребенка, остается неясным. Распространено мнение, что аудиометрические данные детей 7-летнего возраста можно считать окончательными.

Однако следует обратить внимание и на некоторые противоречащие этой точке зрения факты, приводимые в литературе. Так, например, при измерении слуха у детей обычной (массовой) школы было установлено, что средний тональный порог учащихся первого класса на 20—25 дБ превышает порог взрослых с нормальным слухом [Meyerson], т. е. оказывается еще достаточно высоким. В другом исследовании высказана мысль о том, что аудиометрические данные детей становятся стабильными только к девятилетнему возрасту [Mine].

Таким образом, изменение порогов у детей — явление нормальное. Отсутствие изменений, особенно в тех случаях, когда это наблюдается у детей дошкольного возраста, должно настораживать врача-аудиолога и вызывать у него подозрение о том, что ребенок или не получает систематической, достаточно интенсивной слуховой тренировки, или не может получить пользы от этой тренировки из-за умственной отсталости или других причин [Whetnall, Fry]. Мы полностью разделяем эту точку зрения.

Представление о том, что уже первые тесты показывают истинную потерю слуха ребенка, возникло в связи с недооценкой необходимости учить ребенка слушать. Именно этим объясняется то обстоятельство, что усилия десятков исследователей длительное время были направлены на поиски такой «объективной» методики, которая бы позволила получать точные данные о состоянии слуха детей первых лет жизни при первом же обследовании.

оценка слуха у детей

Тщательный анализ и сопоставление результатов исследования слуха детей с применением разнообразных методических приемов убедительно свидетельствуют о том, что правильная оценка потенциальных возможностей слуховой системы тугоухого ребенка определяется в конечном итоге не только методикой, но и обоснованной интерпретацией аудиометрических данных с обязательным учетом индивидуального «возраста слуха», т. е. слухового опыта ребенка.

При невыполнении этого условия возможны ошибочные заключения о наличии у ребенка глухоты, причем одной из основных причин ошибочной диагностики и является традиционная точка зрения о постоянстве аудиограмм при нейросенсорной тугоухости. Диагноз «глухота», к сожалению, нередко оказывается «приговором, не подлежащим обжалованию».

События развиваются чаще всего следующим образом. При обследовании ребенка с нарушенным слухом в возрасте двух-трех и даже четырех лет, не имеющего даже начального запаса слов, высказывают предположение о наличии у ребенка глухоты. Очень широкое распространение получило представление о том, что если ребенок не способен к самостоятельному накоплению хотя бы небольшого запаса слов, значит он глухой. Это положение было закреплено в свое время в педагогической классификации детей с нарушениями слуха [Боскис Р. М.].

К сожалению, этой классификацией в большинстве случаев руководствуются не только педагоги, но и врачи при оценке слуха детей дошкольного возраста.

Далее ребенка подвергают аудиометрическому исследованию. Первая же попытка измерить слух с помощью аудиометра, дающая заведомо завышенные пороги, нередко приводит к тому, что предположение о глухоте получает «документальное подтверждение». Поскольку первые инструментальные тесты признаются достаточно надежными, вопрос о возможности последующих изменений тональной аудиограммы ребенка не возникает. Именно в этом смысле «детская аудиометрия — опасная вещь» [Whetnall, Fry]. Ребенка помещают в специализированное учреждение интернатного типа и обучают по программе глухих.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  8. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  9. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  10. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: