Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции

В предыдущей статье было показано, как с помощью тех или иных методик можно получить аудиометрическое описание состояния слуха ребенка. Совершенно естественно, что на следующем этапе должна быть дана оценка состояния слуховой системы больного в форме функционального диагноза, от которого в значительной степени зависит тактика реабилитации и прогноз. Термином «функциональный диагноз» мы будем обозначать оценку степени утраты слуховой функции, независимо от этиологии, патогенеза и локализации поражения.
В общем понятно, что прогноз будет тем более благоприятен, чем меньше утрата функции. Однако таких общих соображений недостаточно для практических целей.

В настоящей статье дан обзор наиболее распространенных приемов постановки функционального диагноза и основных классификаций нарушений слуха, рассмотрена степень соответствия их задачам реабилитации, а также приведены результаты собственных исследований, на основе которых предложена новая методика оценки потенциальных возможностей остаточного слуха ребенка.

Для ряда практических целей (в частности, для определения необходимой степени усиления речи с помощью различных технических устройств) приходится прибегать к количественному выражению степени утраты слуховой функции. Этот этап исследования связан с большими трудностями, поскольку до сих пор нет единства мнений по вопросу о том, в каком диапазоне частот и как именно следует определять потерю слуха пациента. Между тем, родителей интересует, как правило, именно степень потери слуха, и обычными являются вопросы врачу: «На сколько процентов потерян слух? Какая часть слуха сохранилась?»

потеря слуха у детей

Постановка таких вопросов вполне правомочна, а ответы на них необходимы не только родителям. Например, при выборе слухового аппарата необходимо подобрать коэффициент усиления схемы в соответствии со степенью потери слуха. Иными словами, совершенно очевидна необходимость в некотором усредненном выражении степени потери слуховой функции.

Посмотрим, какие методики были предложены для этой цели. Самой распространенной является методика расчета так называемой средней потери слуха или, что то же самое, усредненного тонального порога, который находят путем вычисления средней арифметической порогов слышимости трех чистых тонов: 500, 1000 и 2000 Гц [Huizing]. Иные методики представляют собою модификации первой; отличие их заключается в некотором расширении диапазона частот, принимаемых во внимание при вычислении «среднего порога», однако принцип остается неизменным. В частности, Л. В. Нейман при оценке слуха детей предложил учитывать пороги для четырех частот — 500, 1000, 2000 и 4000 Гц.

Автор исходил при этом из широко распространенного мнения, что восприятие высоких частот является чрезвычайно важным для обучающихся речи тугоухих пациентов, слух которых пострадал в раннем детстве. Другие исследователи предлагали методики расчета средней потери слуха по порогам пяти частот. Так, например, при определении остроты слуха у поздно оглохших больных довольно широко практикуется расчет средней арифметической но порогам частот: 125, 250, 500, 1000 и 2000 Гц [Коломийченко А. И., Шейман Н. С, 19G2; Харшак Е. М.]. В исследовании, посвященном подбору слуховых аппаратов, был использован метод вычисления средней потери слуха в диапазоне 250—4000 Гц [Experiments with ...].

В итоге подобных расчетов аудиометрические данные могут быть описаны одним числом — некоторым «средним уровнем понижения слуха» в децибелах относительно нормального порога слуха. В следующем разделе будет показано, что такая оценка требует существенной коррекции на основе новых фактов, обнаруженных специальными исследованиями. Здесь же необходимо лишь отметить, что правильный выбор приема, положенного в основу оценок потери слуха, имеет очень важное значение, поскольку на базе этих оценок создаются классификации нарушений слуха.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  8. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  9. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  10. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: