Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

У детей в возрасте от 4 до 7 лет пороги восприятия речи значительно превышают пороги тонального слуха. Это обстоятельство было неоднократно подмечено при исследовании как нормально слышащих детей, так и детей с нарушенным слухом [Коган А. Д.,Тимофеев Н. В., Коган А. Д., Ошерович А. М., Темкина И. Я.]. Тот факт, что у тугоухих детей данные речевой аудиометрии очень часто оказываются хуже, чем можно было ожидать по тональной аудиограмме, находит объяснение в недостаточном использовании возможностей слуховой системы вследствие каких-либо неблагоприятных условий развития ребенка [Темкина И. Я., Лях Г. С, Марусева А. М., Слесаренко Н. П., Carhart].

Факты же хорошей разборчивости речи при серьезных нарушениях слуха представляют, с нашей точки зрения, особенно большой интерес. Такие факты являются предметом сообщений, относимых к области казуистики [Нейман Л. В., Харшак Е. М., Whetnall, Fry, Simmons, Glattke]. Обычно приводятся случаи, когда аудиограм-мы характеризуются или равномерным понижением слуха (до 70 дБ) па всем частотном диапазоне или относительной сохранностью слуха в диапазоне до 500—1000 Гц с резким обрывом слуховой чувствительности в области высоких частот. В качестве примеров на рис. 12 представлены заимствованные из литературы аудиограммы ребенка в возрасте 6 лет, имеющего высокий уровень речевого развития, и девушки 19 лет — студентки университета [Whetnall, Fry].

Даже на основании такого краткого обзора не трудно убедиться, что вопрос о том, каковы соотношения между тональными порогами и способностью воспринимать и распознавать речевые сигналы, очень далек от разрешения. Совершенно очевидно также, насколько важны исследования в этом направлении, поскольку от их успеха зависят, в свою очередь, такие задачи, как прогнозирование, протезирование и, наконец, сама реабилитация тугоухого ребенка.

Ниже приведены некоторые наши наблюдения, касающиеся сравнительной оценки результатов, полученных тональной аудиометрией и исследованием разборчивости речи. При этом особое внимание уделено случаям явного несоответствия между ними и сделана попытка объяснить причины этого явления. Исследованию были подвергнуты тугоухие дети и рано оглохшие взрослые.

Под нашим наблюдением находились две группы детей в возрасте от 5 до 7 лет с нейросенсорной тугоухостью, возникшей на первом году жизни, т. е. до развития речи. Группы были однородны по степени понижения слуха, но различались по условиям обучения в дошкольный период и по уровню слухоречевого развития, достигнутому к моменту поступления в школу.

Первую группу составили 16 детей, воспитанников специализированного детского сада, обучавшихся с 3 до 6—7 лет по программе глухих (с применением дактилологии) в интернатных условиях. Во вторую группу вошло 20 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Эти дети воспитывались в семьях, обучались родителями без какой-либо специальной программы в условиях активного речевого общения. В этой группе специальные методы обучения глухих (в частности, дактилология) не применялись. Оказалось, что у детей второй группы уровень слухоречевого развития был значительно выше.

Непосредственной задачей исследования была объективная оценка уровня слухоречевого развития детей, а также попытка выяснить, можно ли на основании сопоставления данных тональной и речевой аудиометрии определить степень усиления интенсивности речевых сигналов (относительно среднего тонального порога), необходимого для обеспечения нескольких заданных уровней разборчивости тестовых слов.

восприятие речи

Исследование было проведено следующим образом. Сначала у каждого ребенка измеряли пороги слышимости чистых тонов с помощью модифицированной методики игровой аудиометрии, описанной в главе 1. Затем проводили речевую аудиометрию, определяя процент разборчивости тестовых слов при различных уровнях интенсивности речи. Далее сопоставляли данные разборчивости речевого материала со средним понижением слуха к чистым тонам. Поскольку методика речевой аудиометрии имела некоторые специфические особенности, дадим ее подробное описание.

Для речевой аудиометрии использовалась установка, состоящая из магнитофона «Звук», двух аттенюаторов и телефонов типа ТД-6. Аттенюаторы позволяли изменять интенсивность речевых сигналов ступенями по 10 и по 1 дБ. Речевым материалом служили таблицы, составленные из слов, известных детям и примерно равнозначных по их слоговому и фонематическому составу [Нейман Л. В.]. Каждая из 6 таблиц содержала по 10 слов. Запись таблиц на магнитофонную ленту производилась в студии звукозаписи диктором-мужчиной. Между отдельными словами таблиц были интервалы в 10 с. Сравнительно большая величина интервалов определялась тем, что в данном случае методика речевой аудиометрии предназначалась для слабослышащих и плохо говорящих детей. Для исследования слуха таких детей был составлен альбом картинок, соответствующих словам речевых таблиц. На каждой странице альбома помещалось по 5 картинок. Услышав слово и узнав его звуковой узор, ребенок должен был указать на открытой перед ним странице альбома соответствующую картинку, выбрав ее из 5 возможных (метод ограниченного выбора). Такой прием был применен ранее в работах А. М. Ошеровича, В. М. Маиукяна и других.

Перед началом исследования детям давали прослушать таблицы, сопровождая прослушивание показом соответствующих картинок. Предварительное прослушивание проводилось на максимальном уровне интенсивности. Уровнем отсчета интенсивности при речевой аудиометрии служил «порог слышимости речи» [по Гринбергу Г. И., Гитлину Д. С.], т. е. та минимальная интенсивность, при которой испытуемый начинает воспринимать недифференцированную речь. Средняя величина этого порога для 10 нормально слышащих взрослых людей была принята нами за нуль.

Методический прием сопоставления результатов речевой и тональной аудиометрии заключался в следующем. На основании данных тональной аудиометрии традиционным способом определяли среднюю потерю слуха или, что одно и то же, «средний тональный порог» путем вычисления средней арифметической порогов слышимости чистых тонов 500, 1000 и 2000 Гц. Из данных речевой аудиометрии (на основе кривых разборчивости тестовых слов) определяли уровни интенсивности речи в децибелах, необходимые для достижения начальной (20-процентной), средней (50-процентной) и наивысшей (100-процентной) разборчивости речи. Затем определяли необходимый для обеспечения указанных уровней разборчивости речи прирост интенсивности речевых сигналов над средней потерей слуха к чистым тонам. Предполагалось, что в результате исследования удастся получить представление о степени тренированности остаточного слуха детей и необходимом для оптимальной разборчивости речи усилении.
Обе группы были исследованы с использованием одних и тех же приемов. Получены следующие результаты.

При первой попытке проведения речевой аудио-метрии у детей первой группы (выпускников специализированного детского сада) было обнаружено, что они не умеют воспринимать на слух слова речевых таблиц, обозначающие хорошо известные им предметы. После повторного прослушивания (2—3-кратного и более) речевых таблиц с показом картинок только у одного из 16 детей была достигнута 100-процентная разборчивость всех 60 тестовых слов.

Результаты исследования представлены в таблице, отражающей среднюю потерю слуха по данным измерений на частотах 500, 1000 и 2000 Гц и прирост надпороговой интенсивности речи (над средней потерей слуха больного), обеспечивающий тот или иной уровень разборчивости тестовых слов. Таблица показывает, что понижение слуха у детей этой группы было различным и колебалось в пределах от 50 до 76 дБ. Ребенок, успешно справившийся с задачей и достигший 100-процентной разборчивости, имел среднюю потерю слуха 54 дБ. Интенсивность, при которой он смог узнать все слова таблиц, превышала его средний тональный порог па 41 дБ, т. е. составляла 95 дБ.

У шести детей наивысшей оказалась разборчивость 60—70% тестовых слов. Для достижения таких уровней разборчивости им потребовался прирост интенсивности речи над средним тональным порогом от 28 до 40 дБ. У остальных 9 детей наибольшая разборчивость составила всего 30—50%.
Для достижения начальной (20-процентной) разборчивости слов детям этой группы потребовался прирост интенсивности речи от 12 до 36 дБ над их средней потерей слуха к чистым тонам.

Оценивая результаты проведенного исследования, следует признать, что способность детей данной группы к слуховому восприятию речевых сигналов оказалась недостаточно развитой, не соответствующей их тональным аудиограммам. Приходится констатировать, что дети с понижениями слуха от 55 до 75 дБ с большим трудом и только после нескольких повторений узнавали «на слух» (без зрительного и дак-тильного образа) некоторые из предложенных простых тестовых слов (типа «кошка», «собака», «стол», «стул», «рука» и др.) при интенсивности 90—100 дБ. Достижение 100-процептной разборчивости слов оказалось невозможным (кроме одного случая).

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  8. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  9. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  10. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: