Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей

Понятие «рабочий диапазон частот» требует подробного объяснения, поскольку мы вынуждены были ввести его в целях дальнейшего практического использования. В этом разделе будет показано, как возникла такая необходимость, а также какие изменения должны быть внесены в существующие способы оценки потери слуха.

На основании данных, изложенных в предыдущей статье на сайте, становится очевидным, насколько тесно связаны друг с другом два вопроса, а именно:
Как оценить степень утраты слуховой функции? Где проходит граница между утратой частичной (или «тугоухостью») и полной (или «глухотой») ? Понятно, что какой бы классификации ни было отдано предпочтение, правильный диагноз зависит, прежде всего, от правильности методики оценки остаточного слуха по данным аудиограммы.

Поскольку конечной задачей реабилитации является подготовка детей к речевому общению, методика оценки состояния слуховой системы как важный подготовительный этап в решении этой задачи будет наиболее адекватной в том случае, если оценку поставить в зависимость от потенциальных возможностей использования слуховой системы больного именно в сфере речевого общения.

Таким образом, одним из важных становится вопрос о том, как соотносятся между собою результаты тональной и речевой аудиометрии, можно ли по данным одной из них предсказать результат другой?

рабочие слуховые частоты

В наиболее ранних исследованиях с применением методики речевой аудиометрии в клинической аудиологии [Carhart] на большом клиническом материале (свыше 1000 больных) было показано, что соответствие между порогом восприятия речи и порогами слышимости чистых тонов имеется. Было высказано предположение, что порог восприятия речевых сигналов соответствует среднему тональному порогу (или, что то же самое, средней потере слуха) для частот 500, 1000 и 2000 Гц. Однако в этих же исследованиях было отмечено, что в клинической практике встречается немало случаев несоответствия порогов речевой и тональной аудиограмм, причем расхождения между ними могут достигать 55 дБ.

Это означает, что слух пациентов в отношении речевых сигналов оказывался хуже, чем можно было ожидать, исходя из оценки средней потери слуха по данным тональной аудиометрии. В то же время наблюдались и противоположные случаи. Было высказано предположение, что факты несовпадения порогов зависят от неточности измерения тех или иных показателей. Предполагалось также, что слишком большая клиническая группа, выбранная в случайном порядке, могла включать больных, требующих дополнительных исследований. Действительно, в группу обследованных были включены как поздно оглохшие больные, так и лица, у.которых понижение слуха возникло в доречевой период.

Вполне вероятно, что способность к речевому общению у тех и других, а следовательно, и соотношение их тональных и речевых порогов могли быть различными.

Производились также попытки рассчитать коэффициент корреляции между порогом восприятия речевых сигналов и порогами слышимости различных чистых тонов [Шидловская Т. В., Carhart, Young, Gibbons, Engleberg]. Были отмечены высокие коэффициенты корреляции между порогами слуховой чувствительности на частотах 500 и 1000 Гц и порогами восприятия равноударных двусложных слов, узнавание которых не требует детального различения всех составляющих [Harris е. а., Young, Gibbons]. Такие слова, специально отбираемые в языке, используются для измерения порога восприятия речи.

Предложено несколько способов расчета соотношений между понижением восприятия чистых тонов и процентом ухудшения разборчивости речи [Watson, Tolan], а также различные формулы для предсказания степени потери слуха к звукам речи по результатам тональной аудиометрии [Fletcher, Predicting hearing loss..., Graham, Gjaevenes и др.]. К сожалению, эти приемы далеко не всегда удовлетворяют как самих исследователей, так и практических врачей.

Этим попыткам была противопоставлена совершенно иная точка зрения, отрицающая прямую зависимость между потерей слуха больного и его способностью к речевой коммуникации на основе остаточного слуха. Высказывалось даже крайнее мнение о том, что разборчивость связной речи вообще невозможно предсказать на основе оценки степени понижения тонального слуха [Davis].

Основанием для подобных заключений в равной степени являлись как случаи хорошей разборчивости речи при больших величинах средней потери слуха, так и случаи плохой разборчивости при значительной сохранности тонального слуха.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  8. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  9. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  10. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: