Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы

Очевидно, что во всех классификациях использован принцип деления детей с нарушенным слухом на несколько групп в соответствии с их средним тональным порогом. Одна из представленных классификаций нашла наиболее широкое распространение в мировой аудиологической литературе [Huizing]. Почти во всех исследованиях, посвященных вопросам слухопротезирования, применяется именно этот способ деления больных. При оценке результатов работы по реабилитации тугоухих и глухих детей также в основном используется этот прием [Davis, Guberina и д-р.].

В отечественной аудиологической и сурдопедагогической практике, судя по данным литературы, довольно широкое применение нашла классификация Л. В. Неймана [Ундриц В. Ф. с соавт., Боскис Р. М., Pay Ф. Ф., Преображенский Ю. Б., Годин Л. С., Эфрусси М. М. и др.].

При рассмотрении данных таблицы обращают на себя внимание следующие факты. Во-первых, все авторы, за исключением Л. В. Неймана, используют при оценке слуховой функции один и тот же прием — определяют среднюю потерю слуха в области частот 500, 1000 и 2000 Гц. Во-вторых, границей между глухотой и тугоухостью считают среднюю потерю слуха 90 дБ и больше. В одном случае потерю слуха более 80 дБ называют «почти полной глухотой» [Portmann М., Portmann Cl.].

нарушения слуха у детей
Тональная аудиограмма нисходящего типа и степень потери слуха, определенная двумя способами: 73 дБ — средняя потеря слуха в диапазоне частот 500—2000 Гц (а), 84 дБ — средняя потеря в диапазоне 500—4000 Гц (б).

Отличие классификации Л. В. Неймана заключается в том, что диагноз «глухота» ставится при меньшей степени потери слуха. Поясним, почему так получается. Прежде всего, предложенный автором прием оценки средней потери слуха в более широком частотном диапазоне (расширенном за счет высоких частот) приводит к относительному увеличению степени потери слуха у большинства больных с нейросенсорной тугоухостью, для которых, как правило, характерен нисходящий рельеф аудиометрических кривых.

Включение в расчет при определении среднего понижения слуха еще и частоты 4000 Гц, естественно, приводит к тому, что при одном и том же состоянии слуха пациента цифры, обозначающие величину средней потери слуха, получаются несколько большими, чем при оценке по методикам других авторов. Далее, в качестве границы между тугоухостью и глухотой предложена меньшая степень утраты слуха (80 дБ). По одному источнику эта величина составляет 80— 85 дБ [Нейман Л. В.], по другому, более позднему, 75—80 дБ [Нейман Л. В.].
Рассмотрим на примере одного пациента, насколько различными могут быть заключения при использовании разных подходов.

нарушения слуха у детей
Одинаковая «средняя потеря слуха» (76 дБ) при традиционном способе вычисления, примененном для оценки двух аудиограмм с различным рельефом:
1 — плоским; 2 — резко нисходящим.

На рисунке представлена одна и та же типичная по степени потери слуха и форме нисходящая тональная аудиограмма. Расчет средней потери слуха по частотам 500, 1000 и 2000 Гц дает 73 дБ. Следовательно, по общепринятой классификации следует отнести этого больного к категории тугоухих, так как границей между тугоухостью и глухотой является потеря слуха 90 дБ.

При ином способе расчета средней потери слуха, а именно по четырем частотам (500, 1000, 2000 и 4000 Гц), больной окажется отнесенным к категории глухих по двум причинам: средняя потеря слуха окажется большей — 84 дБ, а границей между глухотой и тугоухостью при этом способе считается уровень потери 80 дБ. Этот пример демонстрирует относительный характер классификаций: одна и та же степень потери слуха при одном подходе расценивается как тугоухость, а при другом — как глухота.

В качестве еще одной иллюстрации приведем аудиометрические данные двух детей 6-летнего возраста, находившихся под нашим наблюдением. Расчет потери слуха в диапазоне 500—2000 Гц вынуждает сделать заключение, что средний тональный порог в обоих случаях одинаков и составляет 76 дБ. Между тем, совершенно очевидно, что потенциальные возможности остаточного слуха этих детей отождествлены быть не могут.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  8. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  9. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  10. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: