Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки

В ряде случаев нам удалось проследить динамику слуховых порогов в течение значительно более длительного периода времени. Рассмотрим два примера. На рисунке приведены тональные аудиограммы двух детей, которые были подвергнуты 3—4-кратному исследованию слуха в возрасте от 2 до 6 лет с различными интервалами. При аудиометрическом исследовании первого ребенка в возрасте 2 лет вообще не удалось выявить реакций на тоны аудиометра.

Ребенок производил впечатление полностью глухого. Несмотря на это, родителям были даны рекомендации по проведению слуховой тренировки с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Только через 6 мес после начала тренировки впервые удалось получить у этого ребенка тональную аудиограмму. Повторные измерения, сделанные в возрасте четырех и шести лет, показали отчетливое понижение порогов. Пороги слуха в области высоких частот существенно не изменялись.

Аналогичный процесс наблюдали и у второго ребенка, с той лишь разницей, что при первом обследовании у него удалось установить порог для частоты 500 Гц, равный 82 дБ. В дальнейшем у этого ребенка удалось получить тональную аудиограмму во всем диапазоне частот. Не трудно заметить, что в обоих случаях рельеф аудиограмм изменился, а именно стал более нисходящим.

Были проведены также повторные измерения слуха у детей более старшего возраста, приступивших к слуховой тренировке в возрасте 5 лет в условиях специализированного детского сада. Результаты исследования показали, что тенденция к изменению тональных порогов под влиянием слуховой тренировки имеет место также и в этих случаях, т. е. когда к занятиям приступили с опозданием — в возрасте пяти лет. Однако такой результат, в том случае, если он относится к детям в возрасте 5—7 лет, еще не может быть свидетельством благоприятного прогноза в отношении реабилитации.

тренировка слуха у детей

Среди повторно обследованных нами детей есть и такие, родителей которых, по тем или иным причинам не удалось мобилизовать на проведение интенсивной слуховой тренировки. Достаточно наглядными примерами являются следующие случаи.

При обследовании девочки в возрасте 3 лет было установлено, что слух девочки понизился на первом году жизни после лечения ототоксическими антибиотиками. С помощью игровой методики удалось провести измерение слуховой чувствительности ребенка к пяти чистым тонам. У девочки обнаружен остаточный слух, наиболее сохранный в области частот до 1000 Гц.

Беседа с матерью заключалась в подробном объяснении необходимости немедленного начала работы по развитию остаточного слуха ребенка с использованием звукоусиливающей аппаратуры (тренажера), а также и простым способом — путем приближения говорящего к уху ребенка и усиления голоса. Повторное измерение слуха, проведенное у этого ребенка через 1,5 года, не только не показало сдвига в сторону снижения порогов, но, наоборот, свидетельствовало о некотором их повышении. По признанию матери звукоусиливающая аппаратура не была приобретена, занятия по слуховой тренировке не проводились. Будучи сама сурдопедагогом школы глухих, мать начала учить девочку дактильной речи, основное внимание уделяла обучению чтению с губ. Именно это, вероятно, и послужило причиной негативного результата.

В другом случае родители также не поверили в наличие остаточного слуха ребенка и в возможность его развития. По совету сурдопедагога все внимание в течение года они уделяли развитию у мальчика навыка чтения с губ, а слуховая тренировка совершенно не проводилась. Повторная аудиометрия, как и в предыдущем случае, показала наличие более значительного понижения слуха, чем при первом исследовании. Вряд ли у этих детей произошло истинное понижение слуховой чувствительности.

Изменение тональных порогов, по всей вероятности, объясняется некоторым угасанием реакций детей на звуковые сигналы вследствие дефицита звукового окружения. Формирование столь необходимой для успеха реабилитации реакции прислушивания не происходит, если нет слуховой тренировки.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что возможность и, особенно, точность измерения слуха ребенка, в значительной степени зависят от его слухового опыта [Лях Г. С.].

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Эффективность тренировки слуха у детей. Значение слуховой тренировки
  2. Механизмы улучшения слуха у детей при слуховой тренировке
  3. Причины ошибок оценки слуха у детей. Оптимальный возраст ребенка для аудиометрии
  4. Дифференциация тугоухости и глухоты у детей. Частота ошибочной детской глухоты
  5. Оценка степени потери слуха у детей. Средняя потеря слуховой функции
  6. Классификация нарушений слуха у детей. Оценка детской аудиограммы
  7. Особенности проведения ринопластики
  8. Классификация Веденберга. Группы потери слуха
  9. Частоты речевого сигнала. Уровень потери слуха равноценный глухоте
  10. Рабочий диапазон слуховых частот. Граница между тугоухостью и глухотой у детей
  11. Пороги восприятия речи и тонального слуха у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: