Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее

Для исследования слуховой чувствительности детей дошкольного возраста в практике детского аудиологического кабинета Ленинградского научно-исследовательского института по болезням уха, горла, носа и речи в течение нескольких лет применяется модификация методики игровой тональной аудиометрии [Лях Г. С, Марусева А. М., Тимофеев А. А.]. Эта методика создана с учетом данных, полученных при изучении зависимости слуховой чувствительности от уровня слухового внимания у нормально слышащих взрослых испытуемых [Марусева А. М., Чистович Л. А.]. В работе было установлено, в частности, что пороги слышимости сохраняют стабильность только при наличии так называемой «установочной реакции прислушивания».

Эта реакция по физиологическому механизму является комплексной условной реакцией, выражающейся в торможении двигательной активности и принятии соответствующей позы, что обеспечивает испытуемому возможность прислушивания к слабым звуковым сигналам.

У взрослого человека реакция прислушивания при аудиометрии возникает как результат предварительной инструкции: «Слушайте внимательно и отвечайте!» Помимо стабилизации порогов при этом происходит повышение слуховой чувствительности, достигающее 20 дБ и более. Поэтому при разработке методики игровой аудиометрии для оценки слуха детей дошкольного возраста особое внимание нами было уделено созданию эффективного подкрепления, обеспечивающего не только возникновение реакции прислушивания у ребенка, но и возможность сохранения ее в течение всей процедуры измерения порогов.

Подкреплением условной двигательной реакции ребенка (нажатие на педаль) в нашей методике служит показ разнообразных игрушек. Игрушки появляются при открывании окна домика и исчезают при его закрывании. Большое внимание уделяется своевременной смене игрушек, причем она должна происходить «неожиданно» для ребенка. Используются яркие нестандартные игрушки небольших, размеров, целиком умещающиеся в окне (окно домика имеет размер 13 х 13 см). Набор предъявляемых ребенку игрушек определяется в соответствии с его возрастом, полом, индивидуальными особенностями, а также уровнем развития. Например, один набор («матрос», «солдат», «всадник» и др.) — для мальчиков, другой («матрешка», «балерина» и др.) — для девочек.

игровая тональная аудиометрия
Исследование слуха с помощью игровой тональной аудиометрии

Некоторые игрушки («белка», «рыбка», «мишка», «утка», «гномик», «Буратино» и разнообразные куклы) — для тех и других. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что процедура исследования обеспечивает ребенку возможность «управлять» появлением игрушек в окне. Все эти особенности подкрепления выгодно отличают предлагаемую методику от иных вариантов игровых методик [Я. Лесак, Guilford, Haug].
Описание установки. Схема установки для исследования слуха у детей дошкольного возраста выглядела так.

Звуковые сигналы (чистые тоны 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц) поступают от звукового генератора через аттенюатор на головные телефоны испытуемого. Аттенюатор обеспечивает затухание 110 дБ ступенями по 10 и 2 дБ.

Игровой блок выполнен в виде макета домика. На передней стенке, обращенной к ребенку, находится открывающееся окно, в котором появляются сменяемые игрушки. На задней стенке, обращенной к экспериментатору, установлен пульт управления, на который выведены: тумблер питания, ключ посылки звукового сигнала и возврата створки окна в положение «закрыто», переключатель аттенюатора.

Перед началом исследования экспериментатор устанавливает частоту, интенсивность звукового сигнала, подключает телефоны, затем включает звуковой сигнал. Запуск двигателя, открывающего окно, происходит только в тех случаях, когда во время подачи звукового сигнала ребенок нажимает на педаль, находящуюся перед ним. При нажатии на педаль в момент отсутствия звука окно не открывается. Возвращение створки окна в положение «закрыто» осуществляет экспериментатор с помощью ключа на пульте управления.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Аудиометрия у детей":
  1. Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
  2. ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
  3. Эффективность различных методов оценки слуха у детей
  4. Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
  5. Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
  6. Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
  7. Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
  8. Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
  9. Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
  10. Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: