Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга

Наиболее широкое распространение во многих странах получил способ регистрации вызванных потенциалов слуховой зоны коры головного мозга с использованием автоматических устройств, позволяющих производить накопление, суммацию и усреднение регистрируемых сигналов, что особенно важно для выявления ответов на звуковые сигналы малой интенсивности на всем диапазоне частот. Прием назван «ЭЭГ-аудиометрией с компьютером» [Хечинашвили С. Н., Веселы С. с соавт., Каджая. О. Л., Кеванишвили З. Ш., Объективное исследование слуха, Davis, Rapin, Graziani, Davis, Niemocller, Tyberghein, Forrez, Theissing, Hood, Von Specht, Kevinishvili и др.].

Применение методики ЭЭГ-аудиометрии с компьютером является особенно полезным и необходимым в тех случаях, когда трудно или даже невозможно провести исследование слуха другими способами.
Однако, как указывают авторы, накопившие солидный опыт проведения ЭЭГ-аудиометрии, исследование маленьких детей этой методикой затруднительно. Дело в том, что бодрствующие дети первых месяцев и лет жизни не остаются спокойными в течение длительного времени, необходимого для проведения измерения слуха на нескольких частотах. Приходится прибегать к аудиометрии в условиях искусственного (медикаментозного) сна. Но и у спящего ребенка вызванные ответы на звук оказались варьирующими, на этот раз в зависимости от стадии сна и других факторов.

Основным фактором, определяющим характер вызванного ответа, является глубина сна. Отсюда следует, что для исключения ошибок при проведении пороговых измерений необходим контроль глубины сна и что в течение длительного времени должен поддерживаться один и тот же его уровень. Было показано, в частности, что пороги слуховой чувствительности новорожденных детей, измеренные в стадии глубокого сна, имеют отчетливо меньшие значения, чем в стадии легкого сна [Evoked response]. Величины порогов слуха, по данным этого исследования, могут колебаться в пределах от 39 до 56 дБ (относительно нормального порога слуха).

слуховые потенциалы коры головного мозга

Было отмечено также, что для получения отчетливых ответов требуется существенно большая интенсивность. Результаты исследования послужили основой для выработки некоторых «правил» проведения тестов. Например, для целей выявления нарушений слуховой функции при массовых обследованиях новорожденных детей рекомендуется предъявлять тоны 500, 1000 и 2000 Гц при интенсивности 70 дБ. При наличии нормального слуха вызванный ответ можно распознать при предъявлении 30—35 таких стимулов. В работе сообщается об успешном применении предлагаемой методики при обследовании 100 новорожденных детей.

Большой интерес представляют результаты другого исследования, выполненного также методикой регистрации усредненных вызванных потенциалов на детях различных возрастных групп [Tyberghein, For-rez]. В течение двух лет было проведено измерение слуха у 76 тугоухих детей в возрасте от нескольких месяцев до 4 лет. В их числе было 13 детей, страдающих умственным недоразвитием. Исследовали слуховую чувствительность к чистым тонам 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц. Каждый тест состоял из 50 тональных посылок, предъявляемых на оба уха ребенка со случайными интервалами от 1 до 3 с.

С целью сравнения чувствительности методик у большей части детей (52 из 76) исследование слуха было проведено, помимо ЭЭГ-аудиометрии, также с помощью условнорефлекторной методики (по Suzuki, Ogiba). Кроме того, этими же двумя методиками была обследована контрольная группа здоровых детей того же возраста (42 человека). Результаты исследования слуховой чувствительности у этих двух групп, т. е. 52 детей с нарушенным слухом и 42 с нормальным, представлены на рис. 1. Обращает на себя внимание тот факт, что у находящихся в состоянии глубокого сна детей с нормальным слухом для обнаружения корковых ответов (нижняя сплошная линия) потребовалась интенсивность звуковых сигналов на 10— 20 дБ большая, чем для выявления «условного рефлекса ориентации» (штриховая линия), причем разница не зависела от возраста.

Иной результат был получен у тугоухих детей (верхние кривые). Отчетливо видно, что, во-первых, различие результатов, полученных двумя разными методиками, существенно меньше, чем у детей с нормальным слухом. Во-вторых, это различие у тугоухих детей в возрасте до двух лет почти полностью отсутствует. Не вдаваясь в анализ причин этих явлений, отметим наиболее важный вывод: методика с применением электроэнцефалографии не дает преимуществ в отношении чувствительности, поскольку при иных методиках пороги обычно оказываются несколько меньшими.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Аудиометрия у детей":
  1. Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
  2. ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
  3. Эффективность различных методов оценки слуха у детей
  4. Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
  5. Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
  6. Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
  7. Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
  8. Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
  9. Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
  10. Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: