Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом

Снижение порогов с возрастом, обнаруженное в ряде исследований, можно рассматривать как результат приобретения ребенком необходимого слухового опыта. Тогда изменение порогов с возрастом оказывается зависящим от некоторого гипотетического «возраста слуха». Независимо от того, какие конкретные физиологические механизмы стоят за этим понятием, оно является очень полезным и необходимым, особенно при интерпретации аудиометрических данных у детей дошкольного возраста с нарушенной слуховой функцией.

Попробуем объяснить, какой смысл мы вкладываем в понятие «возраст слуха». Известно, что процесс функционального развития слуховой системы, в результате которого слух становится активным участником в речевом общении, как при распознавании речевых сигналов, так и при слуховом контроле их произнесения, занимает довольно значительное время. Предположим, что необходимый уровень слухового опыта у нормально слышащего ребенка полностью соответствует его возрасту. Например, будем считать, что у ребенка в возрасте трех лет «возраст слуха» тоже составляет три года.

В отличие от здорового ребенка, у тугоухого насыщенность звукового окружения существенно ниже, поскольку значительная часть речевых сигналов им не воспринимается и, естественно, не распознается. Это означает, что его слуховой опыт отстает от календарного возраста. Поэтому у трехлетнего тугоухого ребенка «возраст слуха» может составлять всего один год или даже меньше.

Разумеется, «возраст слуха» является понятием недостаточно конкретным, поскольку его невозможно количественно измерить. Однако приближенную оценку можно произвести на основе анализа данных об интенсивности и длительности слуховой тренировки, а также об уровне слухоречевого развития ребенка к моменту его обследования.

возраст слуха

Если согласиться с правомочностью такого понятия, как «возраст слуха», то естественным следующим шагом должно стать внесение некоторых поправок к аудиометрическим данным тугоухих детей в соответствии с возрастной динамикой слуховых порогов у нормально слышащего ребенка. Эти поправки в настоящее время могут быть определены лишь ориентировочно, но нам они представляются весьма полезными, поскольку способствуют выявлению истинных слуховых порогов.

Основываясь на данных литературы, содержащих сведения о связанных с возрастом количественных изменениях остроты слуха нормально слышащих детей, можно сделать некоторые заключения относительно величины поправок.

При использовании условнорефлекторных методик с игровым подкреплением поправка к полученным результатам должна быть относительно небольшой (10—12 дБ) только в том случае, если «возраст слуха» тугоухого ребенка составляет по крайней мере три года, т. е. если ребенок был подвергнут интенсивной слуховой тренировке в течение трех лет. Напомним, что при этом возраст самого ребенка может быть четыре, пять и более лет. Если же «возраст слуха» равен только двум годам, то в результаты измерений (т. е. в аудиометрические данные) должны быть внесены более значительные поправки — 20 дБ, а если «возраст слуха» меньше года, то величина поправки может составлять даже 30 дБ.

Разумеется, речь идет не о том, что следует как-то по-иному вычерчивать аудиограмму. Мы имеем в виду иное: к оценке аудиометрических данных следует подходить с учетом тех возможных изменений, которые могут произойти под влиянием тренировки и которые будут тем более значительными, чем меньше «возраст слуха» в момент обследования тугоухого ребенка.

При использовании других методик, например условной кожно-гальванической или ЭЭГ-аудиометрии, величина необходимых поправок должна быть еще более значительной (40 дБ и больше). Отчетливо видно, что возрастная динамика аудиометрических данных — это факт, существенно не зависящий от того, какая методика использована. При так называемых объективных методиках пороги слуха также зависят от «возраста слуха», а следовательно, и при этих методиках в результаты измерения необходимо вносить некоторую поправку. Принцип нахождения этой поправки остается прежним — сопоставление с порогами нормально слышащих детей.

Процесс приобретения слухового опыта, несомненно важный при нормальном состоянии слуховой функции, становится еще более важным для детей с нарушенным слухом. Естественно, что в отличие от здорового ребенка, у которого «возраст слуха» коррелирует с календарным возрастом, у тугоухих детей возможны значительные отклонения в сторону отставания. Следовало бы принять за правило афористичное высказывание о том, что тугоухий ребенок должен слышать речь окружающих достаточно часто, достаточно громко и достаточно рано, т. е. с раннего возраста [Whetnall, Fry].
Только при соблюдении этих условий может быть обеспечена реализация потенциальных возможностей остаточного слуха ребенка.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Аудиометрия у детей":
  1. Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
  2. ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
  3. Эффективность различных методов оценки слуха у детей
  4. Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
  5. Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
  6. Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
  7. Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
  8. Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
  9. Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
  10. Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: