Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Рассмотрим имеющийся в нашем распоряжении фактический материал, свидетельствующий о закономерных изменениях слуховых порогов в сторону снижения в процессе слуховой тренировки. Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе [Лях Г. С, Марусева А. М.] задача заключалась в разработке надежной методики аудиометрического исследования детей, дающей достаточно стабильные результаты.

С этой целью было проведено двукратное аудиометрическое исследование 20 детей с нейросенсорной тугоухостью в возрасте 3—4 лет при использовании вышеописанной методики игровой тональной аудиометрии. Интервал между первым определением остроты слуха и повторным составлял от 2 до 4 нед. У части детей аудиометрия была проведена трижды. Основным результатом этого исследования явилось отсутствие достоверных изменений тональных порогов за время между двумя исследованиями. При рассмотрении аудиограмм становится очевидным, что достоверного изменения порогов слышимости не произошло.

Поскольку пороги оказались достаточно стабильными, был сделан вывод, что избранная для исследования методика является вполне надежной. Дальнейшее исследование подтвердило справедливость этого вывода. Кроме того, был сделан второй вывод о постоянстве тональных аудиограмм детей, страдающих нейросенсорной тугоухостью, что вполне укладывалось в рамки общепринятой концепции. Однако результаты дальнейших исследований убедили нас в ошибочности этого предварительного заключения.
На следующем этапе работы предполагалось выяснить, остаются ли стабильными пороги в том случае, если тугоухие дети подвергаются систематической слуховой тренировке?

снижение порога слышимости
Изменения тональных порогов в процессе слуховой тренировки у детей в возрасте от 2 до 5 лет (дБ)

Эти наблюдения, продолжавшиеся в течение ряда лет, дали богатый материал (более 100 больных), позволяющий ответить на поставленный вопрос отрицательно. В качестве примера в табл. 3 приведены результаты, полученные при повторных измерениях слуховой чувствительности 20 детей в возрасте от 2 до 5 лет. Интервалы между измерениями были довольно большими — от одного до двух лет.

Таблица содержит аудиометрические данные для пяти частот (250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц), полученные при двух исследованиях. При первом исследовании возраст детей находился в пределах от двух до четырех лет, а к моменту повторного исследования — от трех до пяти лет. У части детей аудиометричсские данные для частот 2000 и 4000 Гц по разным причинам не были получены (прочерки в таблице). В правой части таблицы показаны изменения тональных порогов на соответствующих частотах, выраженные разностью первого и второго порогов для каждого тона. Цифры с плюсом обозначают улучшение слуха, т. е. понижение тональных порогов, цифры с минусом — повышение; отсутствие изменений обозначено нулем.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что слуховые пороги детей, проходивших в течение указанного периода слуховую тренировку, претерпели значительные изменения. Направленность изменений тональных порогов на всей группе была оценена с помощью критерия знаков. Было установлено, что для частот 250, 500 и 1000 Гц факт понижения порогов является статистически достоверным. В области частот 2000 и 4000 Гц имеются изменения порогов как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Достоверных однонаправленных изменений порогов в этой части диапазона выявить не удалось.

Наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет отчетливая тенденция к снижению тональных порогов в диапазоне частот 250—1000 Гц. Таблица показывает, что понижение порогов для частот 250 и 500 Гц в большинстве случаев составляет 15 дБ и более, достигая 33 дБ. Для частоты 1000 Гц величина понижения порогов меньше и колеблется в пределах от 2 до 22 дБ.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Аудиометрия у детей":
  1. Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
  2. ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
  3. Эффективность различных методов оценки слуха у детей
  4. Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
  5. Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
  6. Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
  7. Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
  8. Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
  9. Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
  10. Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: