Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
В монографии Ю. Б. Преображенского и Л. С. Година приводятся данные об упрочении условных реакций на звук у детей в процессе повторных измерений порогов. Авторы приводят примеры, свидетельствующие о возможности выявления остаточного слуха у таких детей, которые при первом обследовании на звук не реагировали.
Наиболее важным, с нашей точки зрения, представляется сообщение Веденберга о результатах двукратных аудиометрических исследований на двух группах детей (по 12 человек) в возрасте 9—14 лет с тяжелыми нарушениями слуха, сделанное на Международной конференции в Канаде (Wedenberg). Одна из групп была контрольной, а испытуемые другой группы подвергались систематической слуховой тренировке с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Было установлено, что в результате трехлетней слуховой тренировки у всех детей не только существенно улучшилась разборчивость речевых сигналов, но и изменились в сторону улучшения тональные аудиограммы. Понижение тональных порогов в среднем составило 10 дБ. В контрольной группе таких изменений обнаружено не было. Автор объяснил эффект тем, что в процессе слуховой тренировки дети стали «более опытными слушателями».
Справедливости ради мы должны отметить, что на той же конференции прозвучало еще одно сообщение [Ваrr], в котором было показано отсутствие изменений тональных аудиограмм у 149 молодых людей, страдающих тяжелой степенью нарушения слуха. Повторные исследования были проведены у них через 15 лет. В течение этого периода времени большинство больных регулярно пользовалось слуховыми аппаратами, и многие подвергались интенсивной слуховой тренировке.
Трудно сказать, в чем причина противоречивости этих двух сообщений, однако отметим, что у больных, о которых речь шла во втором сообщении, все-таки, по-видимому, тоже имелись изменения слуховых порогов, поскольку было подчеркнуто, что результаты повторных исследований сравнивались с «первой надежной тональной аудиограммой». Нельзя не отметить также, что в монографии, посвященной результатам реабилитации 100 детей в Югославском Центре реабилитации [Guberina], имеется сделанное вскользь замечание о том, что аудиограммы детей оставались неизмененными.
Сведения о каком-либо анализе тональных аудиограмм в процессе слуховой тренировки в монографии не содержатся.
Таким образом, даже тщательный анализ литературы не привел к обнаружению систематических исследований динамики слуховых порогов у тугоухих детей, которая могла быть обусловлена интенсивной или, наоборот, недостаточной слуховой тренировкой. Тем не менее, мы склонны считать, что такая динамика существует и что различия в порогах при повторных исследованиях не являются артефактом.
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Аудиометрия у детей":- Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
- ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
- Эффективность различных методов оценки слуха у детей
- Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
- Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
- Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
- Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
- Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
- Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
- Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки