Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей

Ребенок сидит лицом к установке. Предварительная выработка условной двигательной реакции у ребенка (нажатие на педаль при обнаружении звука) происходит следующим образом. Предъявляют чистый тон интенсивностью 80—90 дБ (над уровнем порога взрослого человека с нормальным слухом), и одновременно с этим помощник, взяв в руку кисть ребенка, нажимает ею на педаль. Появление игрушки служит игровым подкреплением. После нескольких сочетаний у ребенка вырабатывается условная двигательная реакция на звук, он начинает самостоятельно нажимать на педаль. Когда эта реакция становится прочной, интенсивность звукового сигнала постепенно уменьшают. Порогом считают интенсивность, при которой удается получить 50% ответов. Исследование повторяют на каждой частоте до тех пор, пока не будет выяснено состояние слуха на всем диапазоне.

Опыт работы с игровым аудиометром позволяет предложить некоторые дополнительные рекомендации по проведению исследований слуха у детей с помощью этой методики. Измерение слуха у детей с нейросенсорной тугоухостью следует начинать с наименее пострадавшей части диапазона, например с частоты не выше 500 Гц. Это позволяет обеспечить достаточную интенсивность звукового сигнала на этапах выработки у ребенка условной реакции. Такое же мнение было высказано Ю. Б. Преображенским и Л. С. Годиным. Уменьшение интенсивности сигнала полезно производить с небольшим шагом, например 2 дБ. Это способствует более точному определению порогов, чем при применении шага 5 дБ.

При измерении порога на первой частоте исследования смену игрушки следует производить уже после нескольких ее предъявлений, чтобы повысить значимость подкрепления. С переходом к новой частоте игрушка должна заменяться в обязательном порядке. Постоянное наблюдение за общим поведением ребенка и характером его условных реакций обычно подсказывает оптимальное в каждом случае время замены игрушек. Для этого полезно участие помощника, роль которого могут с успехом выполнять родители.

Чтобы исключить появление реакций на время или на движения экспериментатора, между предъявляемыми сигналами необходимо делать паузы различной длительности. Вообще так называемые межсигнальные реакции успешно устраняются путем «неподкрепления». Нетерпеливые дети стараются вначале вызвать появление игрушки нажатием педали в отсутствие звука, но, убедившись, что в этих случаях окно не открывается, после 3—4 неудачных попыток обычно перестают нажимать педаль, если нет сигнала. Двигательная реакция прочно связывается со звуковым сигналом и регулярно возникает на каждый звуковой стимул.

Помещение, в котором проводится исследование слуха ребенка, не должно содержать дополнительных зрительных раздражителей. Игрушки аудиометра должны являться единственным источником зрительных сигналов, привлекающих внимание ребенка. Количество игрушек для игровой аудиометрии должно существенно превышать количество тонов, на которых производится измерение порогов.

игровая тональная аудиометрия

Во время исследования рука ребенка не должна все время находиться на педали. Наоборот, лучше, если рука будет лежать рядом с педалью. Тогда заметными станут и слабые неуверенные попытки движений, не завершающиеся нажатием на педаль, но ценные для наблюдательного исследователя. Например, у детей в возрасте от двух до трех лет условная двигательная реакция может проявляться лишь в слабом движении руки в сторону педали. При этом дополнительную информацию о восприятии звука ребенком могут дать различные проявления безусловного ориентировочного рефлекса (мигание, движение глаз влево или вправо в зависимости от того, на какое ухо подается сигнал, сокращения мимической мускулатуры). Следует учитывать также такие «попутно» вырабатываемые условные реакции ребенка, как поворот глаз к месту появления игрушки или «вопросительные» взгляды на мать или помощника, обучающих ребенка нажимать педаль при действии звукового сигнала.
Все эти явления могут дать ценную информацию при исследовании слуха.

Процедура измерения порогов слуха проходит значительно быстрее, если ребенок предварительно присутствует в качестве зрителя при исследовании слуха других детей, привыкает к обстановке, перестает бояться.

При сопоставлении нескольких аудиограмм ребенка обращает на себя внимание тот факт, что слуховые пороги второго дня оказываются наименьшими. Дальнейшие попытки повторных измерений в ближайшие дни обычно не приводят к новому понижению порогов. В отличие от взрослых людей у детей возможно даже повышение порогов. Для понимания этого явления необходимо вспомнить о некоторых особенностях подкрепления в игровой методике.

Подкреплением условной двигательной реакции ребенка служит появление игрушки. Условная реакция обычно образуется довольно быстро и после нескольких подкреплений проявляется регулярно. Однако стабильность порогов слышимости определяется не только наличием прочной условной двигательной реакции, но и возникновением условной установочной реакции прислушивания. Как уже было сказано, последняя обеспечивает повышение слуховой чувствительности и сохранение ее на постоянном уровне.

У взрослого человека эта реакция появляется в результате инструкции и поддерживается во время исследования всей обстановкой эксперимента. У ребенка дошкольного возраста реакция прислушивания, со провождающаяся торможением двигательной активности, может возникнуть только при сочетании звукового сигнала с эмоционально сильным подкреплением. Для обеспечения этой реакции во время измерения порогов необходимы не только достаточное количество игрушек, удачный их подбор и своевременная замена, но и максимальное сокращение общего времени исследования слуха. Известно, что даже очень интересная игра или игрушка не может привлечь внимание ребенка на длительное время.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Аудиометрия у детей":
  1. Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
  2. ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
  3. Эффективность различных методов оценки слуха у детей
  4. Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
  5. Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
  6. Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
  7. Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
  8. Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
  9. Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
  10. Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: