Эффективность различных методов оценки слуха у детей

Попытаемся на основании опубликованных материалов сопоставить результаты исследования слуховой функции у детей первых лет жизни, полученные с помощью разнообразных методик. Помимо того, что сами методики исследования были различными, имелась большая разница и в возрасте детей. Качество использованных звуковых сигналов также было весьма различным: чистые тоны, белый шум, сложные звуковые стимулы (звуки речи, музыка). Все это, разумеется, затрудняет сопоставление.
Прежде всего обращает на себя внимание отчетливая разница в интенсивности звука, которая оказалась необходимой для получения той или иной ответной реакции.

Например, различные проявления безусловного ориентировочного рефлекса у детей первых лет жизни возникают при интенсивности сигналов 60—80 дБ (относительно нормального порога слуха).
При использовании условнорефлекторных методик, как свидетельствуют данные таблицы, получение ответа возможно при сигналах меньшей интенсивности (20—45 дБ). Примерно такие же уровни интенсивности потребовались при проведении ЭЭГ-аудиометрии с компьютером.

Необходимо отметить, что не во всех случаях авторы работ ставили перед собой задачу определять остроту слуха у детей исследованных ими возрастных групп. Задача чаще всего состояла лишь в изучении разнообразных реакций ребенка на звуковые сигналы. При проведении этих исследований обычно выбирался такой уровень звуковых сигналов, который был достаточен для регистрации соответствующих реакций ребенка на звук. Тем не менее, эти результаты можно рассматривать как некие усредненные «пороги», т. е. по ним мы вправе косвенно судить о степени чувствительности той или иной методики.

При сравнении различных способов исследования слуха у детей становится очевидным, что в целом безусловнорефлекторные методики являются менее чувствительными, чем методы, основанные на предварительной выработке условных рефлексов на звуковой сигнал. Не представляет исключения и относящийся к так называемым «прямым» методам измерения слуха метод ЭЭГ-аудиометрии с компьютером. По данным литературы, слуховые пороги, измеренные методом ЭЭГ-аудиометрии или электрокохлеографии, обычно выше «поведенческих» порогов на 20—30 дБ [Comparison between, Bergholtz, Hooper, Mehta, Prevec e.a., Electrocochleography used].

оценка слуха у детей

Хорошим соответствием считаются те случаи, когда разница между «объективными» и «субъективными» порогами не превышает 10 дБ.

Если задача исследования сводится к тому, чтобы определить минимальную интенсивность звука, воспринимаемого ребенком, то следует стремиться к применению наиболее чувствительных методик. В этом и заключается одна из главных причин того, что мы отдали предпочтение условнорефлекторной методике.

Сопоставление различных методических приемов исследования слуха у детей и, в частности, анализ данных о величине слуховых порогов нормально слышащих детей первых лет жизни, измеренных различными методиками, позволяет сделать ряд заключений.

1. Методики, основанные на регистрации различных проявлений безусловного ориентировочного рефлекса, являются мало чувствительными. Установлено, что для получения отчетливых ответов у детей необходим уровень интенсивности звука, превышающий порог нормально слышащих взрослых на 60— 70 дБ. Несмотря на высокие пороги, эти методики могут использоваться в тех случаях, когда необходимо получить качественный ответ на вопрос: «Слышит — не слышит?».

2. Условпорефлекторные методики позволяют достигнуть большего приближения к истинным порогам слуха у детей. Для получения отчетливых реакций у детей первых трех лет жизни с нормальным слухом требуется уровень интенсивности, превышающий порог нормально слышащих взрослых в среднем всего на 20—30 дБ.

3. Методом ЭЭГ-аудиометрии с компьютером ответные реакции на звук у детей первых лет жизни могут быть зарегистрированы при интенсивности 30— 40 дБ над порогом взрослых с нормальным слухом, т. е. преимуществ в чувствительности эта методика не имеет. В то же время ее большим преимуществом следует считать возможность исследования всех детей любого возраста и уровня развития.
Таким образом, есть основания полагать, что для повседневной практики исследования слуха у детей условнорефлекторные методики с игровым подкреплением являются вполне подходящими.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Аудиометрия у детей":
  1. Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
  2. ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
  3. Эффективность различных методов оценки слуха у детей
  4. Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
  5. Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
  6. Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
  7. Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
  8. Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
  9. Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
  10. Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: