Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей

В результате специально проведенных повторных измерений порогов было обнаружено, что в возрасте до 4 лет у основной массы детей примерно на третий день исследования происходит разрушение установочной реакции прислушивания при сохранении двигательной реакции руки. Поведение детей с этого времени становится значительно более активным, чем в первые два дня: они начинают двигаться, смотреть по сторонам, обращаться к присутствующим и пр. Поскольку ребенок перестает прислушиваться, исследование слуха значительно затрудняется, происходит некоторое повышение порогов слуховой чувствительности, результаты измерения становятся менее стабильными.

Таким образом, получение максимально хороших результатов на второй день обследования объясняется, очевидно, тем, что в этот период двигательная реакция уже стала достаточно прочной, а значимость подкрепления еще не уменьшилась.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей дошкольного возраста использованный способ подкрепления является вполне приемлемым. В предлагаемой модификации игровой методики обеспечивается не только выработка условной двигательной реакции ребенка, но и формирование условной установочной реакции прислушивания. Сочетание новизны игрушки с ее появлением или исчезновением, которыми «управляет» сам ребенок, специальное исключение из окружающей обстановки отвлекающих факторов и варьирование сроков замены игрушки — все это способствует созданию высокой степени «заинтересованности» ребенка во время исследования слуха.

Опыт обследования свыше 2000 детей в возрасте от 2 до 7 лет показал, что описанная методика игровой аудиометрии позволяет получать первоначальные аудиометрические данные у абсолютного большинства. Количество неудач не превышает 3— 5%.
Относительно того, насколько точно полученные аудиометрические данные отражают состояние слуха детей, сказано в следующих статьях на нашем сайте.

игровая аудиометрия

Слуховые пороги у детей

Успешное решение задачи количественного исследования остроты слуха у детей первых лет жизни во многом зависит не только от того, насколько удачно выбран тот или иной методический прием, но и от хорошо аргументированного способа оценки полученных данных. Как известно, имеющиеся в распоряжении практических работников аудиометры откалиброваны таким образом, что за нуль принят порог нормально слышащего взрослого человека, Следовательно, если у ребенка при помощи такого аудиометра определен, например, порог 30 дБ, то, исходя из чисто формальных соображений, такой результат можно расценить как признак снижения слуховой функции. Однако это было бы ошибкой.

Для того, чтобы проанализировать источники подобных ошибок и наметить возможные пути их устранения, следует обратить внимание на факт изменений остроты слуха в онтогенезе, дающий основание говорить о существовании возрастной динамики слуховой чувствительности у детей первых лет жизни. Под возрастной динамикой мы понимаем тот факт, что у детей разного возраста слуховые пороги, определенные одной какой-либо методикой, оказываются различными, причем имеется отчетливая тенденция к снижению порогов с возрастом.

Данные литературы, содержащие количественные сведения об изменении остроты слуха с возрастом, немногочисленны и до сих пор не систематизированы [Тимофеев Н. В., Коган А. Д., Suzuki, Ogiba, Tyberghein, Forrez], Как правило, эти данные получены в качестве попутных наблюдений в исследованиях, посвященных другим вопросам. Например, отчетливая возрастная динамика слуха отмечена в исследовании, выполненном условнорефлекторной методикой на здоровых детях: в возрасте одного года средний порог составил 25 дБ над (нормальным порогом слуха, в возрасте трех лет— 12 дБ, а в 6-летнем — 6 дБ [Suzuki, Ogiba].

Можно ли на основании такого и подобных исследований утверждать, что слуховая функция ребенка действительно претерпевает столь значительные изменения на протяжении первых лет жизни?

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что ни в одном случае слуховые пороги детей не равны нулю, т. е. не совпадают с порогами взрослого человека. Означает ли это, что дети действительно слышат хуже, чем взрослые? Ответить на этот вопрос категорически отрицательно мы не можем, по некоторыми соображениями считаем необходимым поделиться несколько ниже. Здесь же хотим обратить внимание читателя на то, что даже в одном и том же возрасте пороги могут быть существенно различными в зависимости от использованной методики.
Это еще раз свидетельствует о том, что до настоящего времени не существует методик, которые позволили бы в полной мере выявить функциональные возможности слуховой системы ребенка.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Аудиометрия у детей":
  1. Регистрация слуховых потенциалов коры головного мозга
  2. ЭЭГ-аудиометрия и ее эффективность
  3. Эффективность различных методов оценки слуха у детей
  4. Игровая тональная аудиометрия и схема установки для нее
  5. Порядок проведения игровой тональной аудиометрии у детей
  6. Повышение эффективности игровой аудиометрии. Слуховые пороги у детей
  7. Возраст слуха. Снижение порогов слышимости с возрастом
  8. Нестабильность слуховых порогов при нейросенсорной тугоухости
  9. Упрощение реакции на звук у детей при аудиометрии
  10. Снижение порогов чувствительности слуха при слуховой тренировки

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: