Условные рефлексы сердца. Оценка ориентировочной реакции сердца

Как указывалось во введении, особенности кортикальной регуляции деятельности сердца изучались в нашей работе двумя путями: путем изучения условных рефлексов сердца, образуемых на базе дозированной физической нагрузки, и путем анализа изменений сердечной деятельности, возникающих в процессе образования новых временных связей с помощью методики речевого подкрепления. Работа с испытуемыми начиналась с образования условных сердечных рефлексов на базе дозированной физической нагрузки, однако перед выработкой условного сердечного рефлекса необходимо было угасить ориентировочную реакцию на раздражитель, который в дальнейшем применялся как условный сигнал.
В процессе проведения этой работы были получены некоторые факты, характеризующие особенности реакций на новизну у нервных детей по сравнению со здоровыми детьми разного возраста.

Исследование проводилось в звукозаглушенной кабине. Испытуемый во время исследования лежал на кушетко. Раздражители подавались с пульта управления, находящегося вне кабины. Наблюдение за поведением испытуемого осуществлялось с помощью оптической системы, вмонтированной в стену кабины. До проведения исследования в той же кабине производился врачебный осмотр и осуществлялась запись ЭКГ. Таким образом, обстановка эксперимента была для испытуемого привычной, что имело значение при исследовании детей дошкольного возраста и первных детей.

Эксперимент начинался с записи ЭКГ в покое. Никаких инструкций испытуемому не давалось. В качестве раздражителя применялся низкий тон звукогоператора умеренной силы. Время действия раздражителей равнялось пяти секундам. Они повторялись с интервалами 10—15 сок., вплоть до угашения двигательных и сердечных компонентов ориентировочной реакции. В тех случаях, когда сердечныо реакции длительно но угасали, раздражитель испытывался несколько десятков раз. ЭКГ записывалась во втором отведении до и ВО время действия раздражителей.

условные рефлексы сердца

Процесс угашения ориентировочной реакции был прослежен у 36 здоровых детей разного возраста, у подростков 14—16 лет, страдающих пороком сердца (10 человек), неврастенией (10 чечловек), логоневрозом (15 человек) и неврозом сердца (20 человек). Кроме того, были исследованы 10 логоневротиков в возрасте 7—10 лет.
Реакции на испытанные нами раздражители оказались различными у детей разного возраста.

Дети в возрасте 4—5 лет при действии раздражителя поворачивались в его сторону или приподнимались на кушетке. По мере повторения раздражителя двигательная реакция ослабевала. Ребенок только поворачивал голову или глаза в ту сторону, откуда подавался раздражитель. После 5—7, реже — после 10—12 повторений раздражителя двигательная реакция угасала — ребенок во время действия раздражителя лежал спокойно.

Анализ ЭКГ показал, что возникновение ориентировочной реакции у детей этого возраста всегда сопровождается преходящими изменениями сордочной деятельности. Почти у всех испытуемых (у 8 из 11) реакция выражалась но только в изменении ритма сердечных сокращений, но и других компонентов ЭКГ. Зубец Р увеличивался или уменьшался, зубец Т также мог снижаться. Интервал Р—Q удлинялся или укорачивался. Ритм изменялся чаще в сторону ускорения, при этом частота сердечных сокращений возрастала на 15—20 ударов в 1 мин.

На протяжении действия раздражителя реакция сердца иногда меняла свой характер: учащенно ритма сменялось его замедлением, и наоборот. Реакция наблюдалась на всем протяжении действия -раздражителя или обрывалась до его прекращения.

- Читать далее "ЭКГ при ориентировочной реакции у здоровых детей. Сердце здоровых детей при действии условных раздражителей"

Оглавление темы "Рефлексы сердца детей":
  1. Пример невроза сердца. Жалобы и объективная оценка при неврозе сердца
  2. Течение невроза сердца. Диагностика невроза сердца
  3. Причины развития невроза сердца у мальчика. Жалобы при неврозе сердца у мальчиков
  4. Условные рефлексы сердца. Оценка ориентировочной реакции сердца
  5. ЭКГ при ориентировочной реакции у здоровых детей. Сердце здоровых детей при действии условных раздражителей
  6. Условные рефлексы сердца при пороках сердца. Реакция сердца на раздражители у детей невротиков
  7. Формирование условных сердечных рефлексов. Фармакологические условные реакции сердца
  8. Факторы влияющие на условнорефлекторную реакцию сердца. Сигнальные системы в регуляции сердечной деятельности
  9. Влияние физической нагрузки на сердце ребенка. ЭКГ у детей при физической нагрузке
  10. Длительность условного рефлекса сердца. Скорость формирования условных рефлексов сердца детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: