Язык как средство передачи, обработки информации в неврологии - кратко

Язык - это средство передачи и обработки информации, организующее сенсорное восприятие и выражающее мысли, чувства и намерения. Содержание языка охватывает прошлое, настоящее и будущее. Для развития языка не обязательно требуется речь и акустическое восприятие: глухонемые обучаются общению при помощи языка знаков. Язык легче всего усваивается в детстве.

Языковые сообщения передаются и воспринимаются посредством речи и слуха, письма и чтения или (в случае языка знаков) при помощи жестов и их интерпретации. Мозговые языковые поля расположены в левом полушарии примерно у 95% правшей и у 60-70% левшей. У остальных людей они расположены в обоих полушариях, и лишь в 1-2% случаев - исключительно в правом полушарии. Левое (доминантное) полушарие отвечает за когнитивную обработку языка, а правое (недоминантное) продуцирует и распознает эмоциональную составляющую языка (просодия = эмфазис, ритм, мелодия).

Язык обслуживается и субкортикальными ядрами (левая половина таламуса, левое хвостатое ядро, ассоциативные проводящие пути). Языковая функция зависит от скоординированной работы широкой сети нейронов в левом полушарии. Продукция и понимание языка осуществляются посредством однонаправленного потока информации через цепь независимо работающих областей мозга, объединенных в серии. Показано, что любая частная языковая функция (чтение, письмо, речь) осуществляется благодаря одновременной активации многочисленных разрозненных корковых полей.

Упрощенной модели языка, которая представлена ниже (предложена Вернике и в дальнейшем разработана Гешвиндом), обычно вполне достаточно для клинической диагностики.

Язык как средство передачи, обработки информации в неврологии

1. Слух и речь. Звуковые сигналы поступают во внутреннее ухо и в улитковом нерве преобразуются в нервные импульсы, которые в составе слухового пути и через его релейные станции поднимаются к первичной и вторичной слуховой коре. Далее информация передается в область Вернике («задняя языковая область»), состоящую из собственно поля Вернике в верхней височной извилине (поле Бродманна 22), а также из угловой и надкраевой (супрамаргинальной) извилин (поля 39, 40). Угловая извилина обрабатывает звуковую, визуальную и тактильную информацию, тогда как поле Вернике является центром понимания устной речи. Именно отсюда начинается дугообразный (аркуатный) пучок, волокна которого несут языковую информацию к области Брока (поля 44 и 45; «передняя языковая область»).

В области Брока представлены грамматические структуры и артикуляционные программы. Отсюда импульсы поступают к моторной коре (речь;). Разговорный язык регулируется слуховым кругом обратной связи, благодаря которому говорящий слышит собственную речь, а кортикальные языковые поля модулируют его речь с учетом услышанного.

Язык как средство передачи, обработки информации в неврологии

2. Чтение и письмо. Зрительный путь несет визуальную информацию к первичной и вторичной зрительной коре, которая, в свою очередь, проецируется на угловую извилину и поле Вернике. Здесь происходит понимание визуально воспринятых слов, вероятно, после предварительного «перевода» в фонетические формы. Как сказано выше, область Вернике отдает проекции посредством дугообразного пучка к области Брока. Область Брока посылает волокна к моторной коре (область речи и область руки для осуществления письма). Этот путь позволяет распознавать и понимать письменную речь, а также осуществлять чтение вслух. Нарушения речи представлены в таблице ниже.

а) Зеркальные нейроны. Паттерны активации коры были открыты у обезьян, когда они выполняли активные движения и наблюдали выполнение этих движений другими особями, но значение этих паттернов для людей во многом неясно. Происхождение данного термина («зеркальные нейроны») объясняется тем, что «отраженная» активность нейронов возникает в одной и той же области и при наблюдении, и при совершении движений. Премоторная область у обезьян (поле 5с) соответствует области Брока и премоторной коре у людей. Зеркальные нейроны образуют ту часть нейронной сети, которая необходима для процесса обучения (посредством имитации) и развития речи.

Язык как средство передачи, обработки информации в неврологии

- Вернуться в раздел "Неврология"

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 6.3.2020

Ваши замечания и вопросы: