Обучение надеванию, стоянию в протезах после ампутации голеней. Техника шага

После ампутации голеней протезы надеваются сидя. Сначала надевается протез на более полноценную культю. Культя помещается в гильзу голени так, чтобы край ее доходил до надколенника. Бедро помещается в гильзу бедра. Застегивается ремешок на гильзе голени, и гильза шнуруется сверху вниз. Затем шнуруется гильза бедра и надевается пояс, который боковым ремешком соединяется с протезом.

Обучение вставанию со стула производится вначале с опорой па сиденье стула и палку. Опираясь рукой со стороны более полноценной культи на сиденье стула, другой — на палку, нужно приподняться и, сделав полуоборот лицом к стулу, разогнуть колени; затем выпрямиться, опираясь на палку. Вставание со стула без палки осуществляется аналогично. Рукой со стороны более полноценной культи ампутированный опирается на сиденье стула и приподнимается, поворачиваясь в пол-оборота лицом к стулу и разгибая колени, после чего выпрямляется, держась за спинку стула.
Садиться нужно, стоя спиной к стулу. Опираясь на ноги и рукой со стороны более полноценной культи на сиденье стула, опуститься на стул.

Процесс обучения ходьбе на протезах после ампутации голеней происходит в более короткий срок, чем после ампутации бедер. В частности, обучение стоянию не требуется. Большинство ампутированных, впервые надев протезы, могут стоять, опираясь на две палки.

Тем не менее, став первый раз на протезы, ампутированный, чтобы убедиться, что он может устойчиво стоять и сохранять равновесие, должен проделать следующие упражнения:
1. Стоя с одной палкой, равномерно распределить тяжесть тела на ноги,
2. Стоя, держать палку в вытянутых вперед руках.
3. Стоять, руки в стороны.
4. Стоять, руки за голову.
5. Стоя, опираясь на палку, перенести тяжесть тела с одной ноги на другую.
6. Стоя с палкой, согнуть в колене и приподнять то одну, то другую ,ногу.
7. Стоя с палкой, повороты вправо, влево.
8. Стоя с палкой, положить палку на пол и поднять ее.

пользование протезом голени
Упражнения на равновесие при обучении стоянию.
а — равномерно распределить нагрузку па обе ноги; б — то же, палка перед грудью; в — то же, руки в стороны; г — то же, руки за голову; д — перенести тяжесть тела с одной ноги па другую; е — поочередное сгибание ног в колене; ж — повороты вправо, влево; a — положить палку на пол.

Обучение ходьбе начинается также с освоения четырех элементов, или фаз, шага, но выполнение их происходит при наличии коленных суставов несколько иначе, чем после ампутации бедер:
1) сгибание коленного шарнира и стопы в пальцевом сгибе;
2) вынос протеза вперед;
3) опора на пятку;
4) перекат стопы с пятки на носок с одновременным переносом тяжести тела на протез.

В первой фазе, которая соответствует первому элементу шага, вследствие сгибания в тазобедренном и коленном суставах происходит поднимание пятки и сгибание пальцевого сгиба стопы. Затем за счет дальнейшего сгибания в тазобедренном и коленном суставах протез поднимается над опорой и выносится вперед.

В третьей фазе протез ставится на пятку. Активным разгибанием в тазобедренном и коленном суставах протезу придается устойчивое положение, то есть осуществляется полное разгибание в коленном шарнире.

В четвертой фазе шага, продолжая удерживать коленный сустав разогнутым, производят перекат стопы с пятки на носок и одновременно переносят тяжесть тела на протез.

пользование протезом голени
Элементы шага.
а — согнуть протез в колене; б — вынести протез вперед; в — опереться па пятку; г — перекат стопы с пятки на носок и перенос тяжести тела на этот протез.

При освоении элементов шага необходимо обращать внимание на перекат, стопы с пятки на носок и на сгибание коленного шарнира, которое при коротких культях голени часто почти отсутствует, и протез выносится вперед за счет отведения в сторону и приподнимания таза.
После ампутации голени в средней и нижней трети разложение шага на элементы осваивается легко, при более коротких культях иногда требуется тренировка в течение нескольких дней.

Для освоения элементов шага применяется ходьба приставным и обычным шагом. При недостаточном сгибании коленного шарнира рекомендуется ходьба с задеванием носком протеза за пол.
После освоения элементов шага можно переходить к выработке правильного ритма и одинаковой длины шагов тренировкой под метроном (или маршевую музыку) и по следам.

Ходьба под метроном в первые дни осуществляется в наиболее удобном для ампутированного темпе. В дальнейшем темп ускоряется до 70—80 шагов в минуту.
Тренировку по следам также начинают на дорожке с наиболее удобной длиной шага. Когда походка станет более свободной и равновесие улучшится, шаги следует удлинить. С целью развития координации, равновесия, выработки правильного положения тела при ходьбе с препятствиями применяется ходьба перед зеркалом, через барьеры, с поворотом и сменой направления, с различными предметами в руках (палкой, мячом и др.) и ходьба без палки.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Обучение ходьбе по лестницам после ампутации голеней. Как садиться на пол и вставать с него?"

Оглавление темы "Обучение ходьбе на протезах ног":
  1. Обучение стоянию на протезе бедра. Тренировка равновесия
  2. Обучение элементам шага на протезе бедра после ампутации. Ходьба приставным шагом
  3. Обучение ходьбе по лестнице на протезе бедра. Вставание и посадка на пол
  4. Оценка ходьбы на протезах после ампутации бедер. Обучение
  5. Обучение стоянию после ампутации бедра. Техника шага на протезе бедра
  6. Обучение ходьбе после ампутации бедра. Техника ходьбы по лестнице
  7. Обучение надеванию, стоянию в протезах после ампутации голеней. Техника шага
  8. Обучение ходьбе по лестницам после ампутации голеней. Как садиться на пол и вставать с него?
  9. Обучение ходьбе в протезе голени. Техника
  10. Обучение ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени, стоп. Техника

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: