Обучение ходьбе в протезе голени. Техника

После ампутации голени протез надевают сидя. Культя помещается в гильзу так, чтобы край ее доходил до надколенника. Бедро помещается в гильзу бедра. Застегивается ремешок на гильзе голени, и гильза зашнуровывается сверху вниз. Затем шнуруется гильза бедра (в каком направлении — безразлично) и застегивается пояс, который боковым ремешком соединяется с протезом.

Вставание со стула может происходить двумя основными способами: в первые дни пожилые или слабые ампутированные встают со стула с опорой па палку и сиденье стула. Рукой со стороны здоровой конечности опираются на сиденье стула, другой — на палку. Приподнимаясь и одновременно разгибая ногу и коленный шарнир протеза, ампутированный встает.

При втором способе вставание со стула осуществляется без опоры на руки. Согнув ногу в колене, а протез в коленном шарнире и несколько расставив ноги, ампутированный наклоняется немного вперед и, приподнявшись, выпрямляется.
Садиться на стул можно, опираясь на сиденье стула или без опоры. Приемы как вставать со стула и садиться на него осваиваются ампутированным очень быстро.

Обучение стоянию производится главным образом с целью выработки правильной осанки, равномерного распределения тяжести тела на обе конечности и сохранения устойчивости. Для этого применяют следующие упражнения:
1. Стоя, опираясь на палку, равномерно распределить нагрузку на ноги.
2. Стоя, держать палку горизонтально в вытянутых вверх руках.
3. Стоять без палки, шаг здоровой ногой в сторону.
4. Стоять без палки, шаг здоровой ногой вперед.
5. Стоя и опираясь на палку, согнуть здоровую ногу в колене.
6. Стоя, положить палку на пол.
7. Стоя, достать палку с пола.
8. Стоять без палки, повороты вправо, влево.

ходьба после ампутации голени
Упражнения на равновесие при обучении стоянию.
а — равномерно распределить нагрузку па обе конечности: б — то же, подняв палку вверх; в — шаг здоровой ногой в сторону; г — шаг здоровой ногой вперед; д — согнуть здоровую ногу в колене; е — положить палку па пол; ж — взять палку с пола; з — повороты вправо, влево на 90—180°.

Обучение ходьбе на протезе начинается с разучивания элементов шага. При этом в первой фазе нужно следить, чтобы сгибание в пальцевом сгибе было отчетливо выражено. Во второй фазе протез должен двигаться прямолинейно и не заноситься в сторону. В третьей фазе в коленном шарнире должно быть полное разгибание, которое достигается активным разгибанием тазобедренного и коленного суставов. Четвертая фаза осуществляется при разогнутом коленном шарнире.
С целью лучшего выделения отдельных элементов шага применяют приставной шаг с протеза и со здоровой ноги и обычный шаг.

К выработке ритмичности походки, правильной осанки, равновесия и координации нужно приступать уже с первого дня пользования протезом, упражняясь в ходьбе под метроном, по следам, перед зеркалом, через барьеры, с поворотами и сменой направления.

Обучение ходьбе происходит в удобном для ампутированного темпе и с удобной длиной шага. В процессе обучения и темп и длина шага увеличиваются. Средний темп, наиболее удобный для большинства ампутированных, — ходьба при 80 шагах в минуту. Необходимо обращать внимание па своевременность переноса тяжести тела с одной ноги на другую и на равномерность длины шага. Подъем и спуск по лестнице осуществляется тремя способами:
1) с опорой одной рукой на перила и другой на палку;
2) с опорой рукой со стороны здоровой ноги на палку;
3) без палки.

ходьба после ампутации голени
Подъем по лестнице (II способ).
а — опереться на палку; б — поставить здоровую ногу на ступеньку; в — поставить протез на следующую ступеньку.

Во всех случаях палка переставляется на вышележащую или нижележащую ступеньку. При подъеме первый шаг на ступеньку делать здоровой ногой, при спуске — протезом.

После освоения ходьбы в помещении тренировка продолжается на открытом воздухе. Производится обучение ходьбе по различному грунту (песку, асфальту, булыжнику), по возвышенностям, входу и выходу из трамвая и троллейбуса. Последнее не представляет трудностей и осуществляется подобно подъему и спуску с лестницы.
Минимальный срок обучения ходьбе — 3—5 дней. Продолжительность занятия — от 30 до 45 минут. Обучение начинают с палкой, в дальнейшем рекомендуется ходьба без палки.

Протез освоен хорошо, если ампутированный пользуется им в течение всего дня, свободно ходит в помещении, на улице, по лестнице без палки, освоил элементы шага. Походка ритмичная, осанка правильная.
Протез освоен удовлетворительно, если ампутированный пользуется им в течение всего дня, освоил ходьбу в помещении, на улице, по лестнице, с палкой, освоил элементы шага. Походка не вполне ритмичная. Осанка правильная.
Протез освоен плохо, если ампутированный пользуется им не каждый день и ограниченно в течение дня. Может ходить в помещении, на улице, по лестнице. Походка неритмичная, осанка неправильная. Ходит с двумя палками.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Обучение ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени, стоп. Техника"

Оглавление темы "Обучение ходьбе на протезах ног":
  1. Обучение стоянию на протезе бедра. Тренировка равновесия
  2. Обучение элементам шага на протезе бедра после ампутации. Ходьба приставным шагом
  3. Обучение ходьбе по лестнице на протезе бедра. Вставание и посадка на пол
  4. Оценка ходьбы на протезах после ампутации бедер. Обучение
  5. Обучение стоянию после ампутации бедра. Техника шага на протезе бедра
  6. Что такое справка КЭК, и что нужно для ее прохождения?
  7. Обучение ходьбе после ампутации бедра. Техника ходьбы по лестнице
  8. Обучение надеванию, стоянию в протезах после ампутации голеней. Техника шага
  9. Обучение ходьбе по лестницам после ампутации голеней. Как садиться на пол и вставать с него?
  10. Обучение ходьбе в протезе голени. Техника
  11. Обучение ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени, стоп. Техника

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: