Управление травматологической помощью при бедствиях. Мобилизация персонала

Планы госпиталей при бедствиях традиционно основываются на организационной иерархии сверху-вниз. В США в 1991 г. была введена Экстренная госпитальная система управления при происшествиях (Hospital Emergency Incident Command System — НЕIС8), которая сейчас переживает третий пересмотр. Она основывается на концепции структуры управления при происшествиях (Incident Command Structure — ICS), которая была разработана в 70-х годах прошлого века для рационализации работы на месте крупномасштабных происшествий.

Вертикально ориентированная структура HEICS делает начальника системы ответственным за общие усилия учреждения и четко определяет области ответственности и диапазон управления в пяти сферах: руководство, действия, планирование, логистика и финансы. За медицинскую помощь отвечает старший по действиям, через директора по медицинской помощи. Аналогичные организационные структуры, основанные на иерархии сверху вниз, используются и в других странах.

Хотя эти иерархические структуры управления удобны, как основа для кризисного планирования, их применение во время реального события проблематично. Во-первых, подавляющее большинство происшествий, с которыми вероятнее столкнется госпиталь, является ограниченными городскими происшествиями, с быстрой динамикой и малой продолжительностью. То есть, происшествие обычно исчерпывается задолго до того, как будет развернута структура управления и контроля. Во-вторых — это негибкость структуры, малоподвижность вертикальных связей (которые часто первыми дают сбой при реальном событии) и задержки между выявлением проблемы, и применением эффективного решения. Серьезные недостатки вертикально ориентированной структуры управления были ярко продемонстрированы при попытках спасения и ответе на стихийное бедствие во время урагана Катрина в 2005 г.

Эффективный ответ на бедствие на любом уровне, включая госпитальный, должен опираться на объединенные сети местных руководителей. Эти ответственные люди, понимающие всеобъемлющие задачи госпитального уровня, уполномочены решать проблемы, а не просто сообщать о них на вверх по цепи управления, и обучены импровизировать при необходимости. Такая объединенная сетевая архитектура обеспечивает гибкость, приспособляемость и скорость, и оказывается эластичной перед лицом неожиданных неудач отдельных частей этой системы.

травматологическая помощь при бедствиях

HEICS и сходные иерархические структуры управления не предназначены для специальных задач медицинского управления, таких как основная ответственность за принятие клинических решений о травматологических пациентах. В ходе обычной повседневной работы, глава травматологической бригады, руководящий работой в реанимационной зоне, имеет полную самостоятельность в клинических решениях о приоритетах лечения и использовании ресурсов.

В случае происшествия с множеством жертв, эта автономность более не возможна из-за большого числа травмированных пациентов, конкурирующих за те же ресурсы и службы. Поэтому все клинические решения должны сообщаться и координироваться ответственным хирургом, который контролирует работу в травматологической реанимационной зоне, собирает общую информацию о состоянии дел во всем учреждении и отвечает за распределение ресурсов. Поток пострадавших через травматологическую реанимационную зону отделения неотложной помощи (ОНП) и связанные с ней службы (такие как операционные и хирургическое отделение интенсивной терапии) направляется клиническими решениями, и, поскольку ресурсы ограничены, эти решения должны быть централизованными. Это фундаментальное отличие между травматологической помощью при происшествии с множеством жертв и обычной повседневной помощью раненым. Ответственный хирург является не просто координатором или наблюдателем, он на самом деле принимает ключевые клинические решения на уровне отдельного пациента.

Реакция госпиталя на бедствие запускается, когда госпиталь предупреждается о возможном неожиданно большом поступлении пострадавших. Основные части плана при бедствиях являются универсальными, независимо от типа и причины происшествия. План должен абсолютно четко определять, кто уполномочен запускать различные уровни ответа учреждения, имея в виду, что этот человек должен быть способен брать на себя ответственность за ненужный или неуместный запуск на основании ложной информации.

Лицо, уполномоченное инициировать ответ, может быть больничным администратором верхнего эшелона или местным принимающим решения специалистом из отделения неотложной помощи (ОНП) (таким как старшая медицинская сестра или штатный экстренный врач). Первый вариант отражает стратегию вертикально ориентированного управления и влечет существенные задержки, особенно в обычно нерабочие часы. Другой больше соответствует быстрому подходу, состоящему в наделении местных руководителей правом принятия решений, облегчающих быстрый ответ.

Обычно имеется временной интервал между оповещением о происшествии с множеством жертв и прибытием первого пострадавшего. Этот временной интервал дает уникальную возможность для запуска первых критических этапов ответа учреждения, и действия, предпринятые в течение этих 10-15 минут (в городских условиях) могут оказать глубокое влияние на результирующий ответ. После оповещения, каждая служба, участвующая в пакете ответа госпиталя на бедствие, запускает экстренный протокол, подогнанный под специфические задачи и потребности этой службы.

В общих понятиях, это влечет за собой прекращение обычной повседневной деятельности и быструю мобилизацию дополнительного персонала и ресурсов для подготовки к необычно тяжелой работе.

HEICS рекомендует применять призывной механизм для мобилизации дополнительного персонала. Каждая служба создает перечень контактной информации о своем персонале и метод быстрого оповещения персонала после запуска плана. HEICS также предлагает использовать листы специальность-действие, заранее распечатанный перечень заданий для каждой роли или функции в структуре HEICS. Лист специальность-действие содержит перечень дел для каждого члена коллектива, включая задания и ответственность, накладываемые этой ролью. Лист четко определяет их место в коллективных действиях.

- Вернуться в раздел сайта "травматология"

Оглавление темы "Травматологическая помощь при бедствиях":
  1. Массовые поражения. Цели травматологической помощи
  2. Классификация массовых поражений. Масштабы бедствий
  3. Массовые поражения при взрыве бомбы в городе. Примеры
  4. Взрывная травма. Поражение уха и легких
  5. Взрывная травма кишечника. Вторичное взрывное повреждение
  6. Третичные и четвертичные взрывные повреждения. Механизмы возникновения
  7. Посттравматическое стрессовое расстройство. Острая стрессовая реакция
  8. Травматологическая помощь на месте происшествия. Сортировка пациентов на догоспитальном этапе
  9. Стационарная помощь при массовом поражении. Мобилизация госпиталя неотложной помощи
  10. Управление травматологической помощью при бедствиях. Мобилизация персонала

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: