Возможность развития речи у детей с нарушениями слуха в раннем детстве

В дальнейшем был проведен также анализ соотношений между данными речевой и тональной аудиометрии у взрослых больных с нейросенсорной тугоухостью, возникшей у них в доречевой период. Все пациенты (20 человек в возрасте от 15 до 39 лет) к моменту исследования были способны к нормальному речевому общению. Проведение речевой аудиометрии на взрослых тугоухих больных имело то преимущество, что позволяло применять в исследовании обширный «стандартный» речевой материал. Использовались таблицы Зиндера — Гринберга, включающие 180 слов различной сложности, фонетически сбалансированные [Гринберг Г. И., Засосов Р. А.].

Достаточно наглядно соотношение результатов речевой и тональной аудиометрии в этой группе взрослых может быть отражено при следующем способе представления данных. На рисунке даны тональная аудиограмма и кривая разборчивости тестовых слов (речевая аудиограмма) у одного больного. На речевой аудиограмме по оси абсцисс стрелками отмечены средние тональные пороги, рассчитанные в трех разных диапазонах: 250—1000 Гц, 500—2000 Гц и 500—4000 Гц.

Отчетливо видно, что кривая разборчивости речи частично или полностью располагается «под порогами», определенными с участием высоких частот, но в то же время «над порогом», рассчитанным по частотам 250, 500, и 1000 Гц.
Таким образом, при сопоставлении данных тональной и речевой аудиометрии у взрослых больных, проведенной стандартными способами, была обнаружена та же закономерность, которую впервые удалось выявить при анализе результатов детской аудиометрии.

Полученный материал позволяет сделать вывод о том, что расчет среднего тонального порога в диапазоне более низких частот, чем обычно принято, например, по порогам слышимости чистых тонов 250, 500 и 1000 Гц, позволяет составить более правильное представление о резервных возможностях остаточного слуха больного.

В заключение статьи приведем результаты некоторых наблюдений и более детальных исследований группы больных, аудиограммы которых представляют «модель» ограниченного частотного диапазона.
В аудиологической практике известны наблюдения, когда у взрослого человека при отсутствии жалоб и при благополучном анамнезе случайное аудиометрическое обследование обнаруживает резкое понижение слуха (70 дБ и более) на частотах выше 500 или выше 1000 Гц.

развитие речи у детей

Сообщения казуистического характера о таких наблюдениях имеются в литературе [Simmons, Glattke]. Специально заинтересовавшись такого рода «моделями» удовлетворительного использования ограниченного частотного диапазона, мы смогли подобрать группу больных (50 человек) в возрасте от 6 до 34 лет. У 35 из них аудиометрические пороги в диапазоне до 1000 Гц были нормальными или незначительно (на 15—20 дБ) повышенными, а в зоне высоких частот понижение слуха было довольно существенным (около 80 дБ), т.е. аудиометрическая кривая круто опускалась.

Остальные больные отличались только тем, что у них пострадала зона частот выше 500 Гц, а по форме аудиограммы были очень сходными.

Примеры аудиограмм такого типа приведены на рисунке. При тщательном расспросе удалось выяснить, что в детстве у этих людей отмечалось некоторое отставание в развитии речи, а также были трудноустранимые дефекты произношения шипящих и свистящих согласных. Однако это не было существенным препятствием к формированию речевых навыков. Правда, в речи таких людей (даже у взрослых лиц) можно было отметить недостаточно чистое произношение группы так называемых высокочастотных согласных (шипящих и свистящих), что следует рассматривать как закономерное следствие нарушения восприятия именно этого участка спектра. Но в общем, для всей группы было характерно практически нормальное развитие речи, а также нормальное речевое общение.

Таким образом, были все основания считать, что люди, включенные нами в рассматриваемую группу, утратили способность воспринимать высокие звуки в раннем детстве, скорее всего, в период, когда их речь еще не была сформирована окончательно. Удовлетворительного состояния слуха к низким частотам оказалось для них вполне достаточно не только для того, чтобы научиться распознаванию речевых сигналов, но и для самоконтроля в процессе развития речевых навыков. При этом и распознавание речи, и собственная речь были удовлетворительными настолько, что ни сами больные, ни окружающие не подозревали о наличии столь существенных дефектов слуха.

Нам кажется, что разница между этой группой больных и группой тугоухих детей, о которых речь шла выше, является не принципиальной, а лишь количественной — и те, и другие обладают способностью к речевому общению в условиях ограниченного диапазона воспринимаемых частот. Однако если пороги в этом диапазоне нормальные, то в усилении нет необходимости, но при резком снижении слуха именно в этом диапазоне и восприятие речи, и следовательно, ее развитие существенно зависят от усиления в области низких частот.

Представленный материал является наглядной иллюстрацией возможности слухоречевого развития детей на основе ограниченного частотного диапазона. Можно сказать, что подобные случаи представляют собой естественный эксперимент, результаты которого необходимо учитывать при решении вопросов функциональной диагностики нарушений слуха (в частности, при выборе приема расчета средней потери слуха), способствующих правильной оценке потенциальных возможностей слуховой системы детей с нейросенсорной тугоухостью.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Слухопротезирование у детей":
  1. Тональная и речевая аудиометрия у детей с сохранением слуха
  2. Неиспользованные возможности слуховой системы у детей с нарушением слуха
  3. Средний тональный порог для тугоухих детей
  4. Возможность развития речи у детей с нарушениями слуха в раннем детстве
  5. Значение остаточного слуха для развития речи глухих детей
  6. Проблемы слухопротезирования тугоухих детей
  7. Подбор слухового аппарата детям. Избирательное усиление высоких звуковых частот
  8. Усиление ограниченных частот слуховым аппаратом и их стандартизирование
  9. Слуховой аппарат при тяжелом нарушении слуха и его эффективность
  10. Подбор слухового аппарата по аудиограмме. Слухопротезирование при нисходящей аудиограмме

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: