Тональная и речевая аудиометрия у детей с сохранением слуха

При обследовании второй группы, т. е. детей, воспитывавшихся в семье, получены существенно иные результаты. Они приведены в таблице. Средняя потеря слуха у детей этой группы варьировала от 55 до 82 дБ, т. е. была даже несколько большей, чем у детей первой группы. Тем не менее, у всех детей этой группы при первом же предъявлении тестовых слов была обнаружена 100-процентная разборчивость.

Начальная, т. е. 20-процентная, разборчивость, как показывает таблица, была у разных детей этой группы получена при разных приростах интенсивности над уровнем средней потери слуха. У трех детей она, как и в предыдущей группе, была значительной (от 18 до 25 дБ), Небольшая надпороговая интенсивность (от 2 до 9 дБ) потребовалась для того, чтобы еще 7 детей этой группы смогли понять два слова из десяти. Для остальных же 10 детей этой группы 20-процентная разборчивость речи оказалась вполне доступной при интенсивностях, не достигающих среднего тонального порога.

Более того, и для достижения следующей ступени (50-процентной разборчивости тестовых слов) также не всем детям понадобился прирост интенсивности (цифры с минусом у 8 детей из 20). Даже уровень 100-процентной разборчивости не всегда требовал превышения интенсивности речевых сигналов над средним тональным порогом: в трех случаях необходимая интенсивность совпадала с тональным порогом, что показано нулями, а в одном — была меньше порога («прирост» выражался отрицательным числом).

сохранение слуха у детей

Таким образом, при анализе соотношений между данными тональной и речевой аудиометрии выявились парадоксальные факты: оказалось, что десять детей были способны удовлетворительно различать речевые сигналы, имеющие интенсивность, меньшую, чем уровень их средней потери слуха к чистым тонам, т. е. они воспринимали и различали речевые сигналы, являющиеся, согласно формальным меркам, «подпороговыми».

При выяснении причин этого совершенно неожиданного явления мы попытались, прежде всего, понять, в чем особенность этих десяти детей, благодаря которой их способность к различению речевых сигналов оказалась столь высокой. Для этого необходимо было найти какой-то общий признак (или признаки), присущий именно этим детям, но отсутствующий у другой половины группы обследованных.

По степени понижения слуха к чистым тонам этих детей нельзя было отнести к наиболее легким случаям. Средний тональный порог у этих 10 детей колебался в пределах от 61 до 82 дБ. Таким образом, нельзя было считать, что они слышали речь лучше, чем другие дети, потому, что у них меньше пострадал слух. Не удалось выявить каких-либо особенностей при сопоставлении ряда других формальных признаков (причина нарушения слуха, время его возникновения и др.).

Уточняя историю слухоречевого развития детей путем подробного расспроса родителей, удалось все таки выяснить, что особенно заинтересовавшую нас подгруппу из 10 семилетних детей действительно объединял общий признак: каждый ребенок прошел настолько длительную и интенсивную слуховую тренировку, что к моменту поступления в школу обладал способностью к практически нормальному речевому общению. В основном родители прибегали к форсированию собственного голоса, приближению к ушной раковине ребенка, а также к многократному повторению слов и фраз. Оказалось, что для усиления звуков речи только для двух детей (из 10) родители применяли стационарную звукоусиливающую аппаратуру в процессе слуховой тренировки. Слуховые аппараты ни в одном случае не использовались.

аудиометрия у детей

Тональные аудиограммы у всех десяти детей имели выраженный нисходящий характер с относительной сохранностью слуха в области низких и средних частот и более или менее резким падением слуховой чувствительности к высоким частотам. Типичный случай (тональная и речевая аудиограммы) представлен на рисунке. Видно, что понижение слуха в диапазоне частот 2000—4000 Гц составляет 80 дБ и более. При использовании традиционного подхода результат тональной аудиометрии можно описать средним тональным порогом, который оказывается равным 68 дБ. Между тем, согласно данным речевой аудиометрии, при интенсивности речевых сигналов, равной такому среднему тональному порогу, т. е. при 68 дБ, обеспечивается наивысшая (100-процентная) разборчивость тестовых слов.

Это означает, что для нормального речевого общения в данном случае не требуется никакого дополнительного усиления над уровнем указанного «порога». В связи с этим невольно возникает сомнение в правомочности использования термина «порог», его приходится брать в кавычки.

На основании подобных сопоставлений, произведенных у каждого из десяти детей, было высказано предположение, суть которого сводилась к следующему. Дети пользуются остаточным слухом не на всем диапазоне частот, а только в области частот, наименее пострадавших, т. е. преимущественно низких. В частности, результаты сопоставления данных речевой и тональной аудиометрии свидетельствуют, что слуховая система этих детей в осуществлении задачи распознавания речевых сигналов практически обходится без частот, превышающих 1000 Гц. Отсюда следует сделать вывод о том, что дети с нисходящим рельефом остаточного слуха могут обучиться восприятию речи на основе ограниченного диапазона частот (до 1000 Гц).

У остальных детей данной группы наблюдалась необходимость более значительного прироста интенсивности речевых сигналов для достижения разбор» чивости речи. Это следовало объяснить, по-видимому, тем, что слуховая тренировка была у них менее интенсивной или она была начата в более позднем возрасте, т. е. потенциальные возможности слуховой системы этих детей использованы полностью не были.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Слухопротезирование у детей":
  1. Тональная и речевая аудиометрия у детей с сохранением слуха
  2. Неиспользованные возможности слуховой системы у детей с нарушением слуха
  3. Средний тональный порог для тугоухих детей
  4. Возможность развития речи у детей с нарушениями слуха в раннем детстве
  5. Значение остаточного слуха для развития речи глухих детей
  6. Проблемы слухопротезирования тугоухих детей
  7. Подбор слухового аппарата детям. Избирательное усиление высоких звуковых частот
  8. Усиление ограниченных частот слуховым аппаратом и их стандартизирование
  9. Слуховой аппарат при тяжелом нарушении слуха и его эффективность
  10. Подбор слухового аппарата по аудиограмме. Слухопротезирование при нисходящей аудиограмме

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: