Неиспользованные возможности слуховой системы у детей с нарушением слуха

Для проверки предположения о наличии неиспользованных возможностей слуховой системы была проведена кратковременная слуховая тренировка небольшой подгруппы, а именно шести детей из детского сада. У всех детей этой подгруппы понижение слуха возникло на первом году жизни. Степень потери слуха у них варьировала от 50 до 75 дБ. Дети были направлены в специализированный детский сад в трехлетнем возрасте.

Обучение в детском саду продолжалось четыре года. Перед началом тренировки у всех детей была проведена речевая аудиометрия и получены кривые разборчивости тестовых слов. Ни у одного ребенка 100-процентной разборчивости не было.

Индивидуальная слуховая тренировка проводилась сурдопедагогом ежедневно с использованием звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа, обеспечивающей равномерное усиление в широкой полосе частот. Начальный уровень усиления составлял обычно 40 дБ над средним тональным порогом детей. В последующие дни усиление несколько уменьшалось.

Речевым материалом для занятий служили 60 тестовых слов из таблиц для речевой аудиометрии. На первых занятиях для облегчения задачи распознавания слов на слух применялся набор картинок (метод ограниченного выбора из пяти, затем из десяти). После нескольких занятий дети стали узнавать все 60 слов на слух без помощи картинок.

слуховая система у детей

В процессе слуховой тренировки дети научились достаточно правильно произносить слова, пользуясь слуховым самоконтролем. После двухнедельной тренировки была повторно проведена речевая аудиометрия. Результаты исследования показали, что все дети достигли 100-процентной разборчивости речевого материала. Интенсивность, необходимая для достижения разборчивости речи, уменьшилась в среднем на 15 дБ.

На рисунке представлены речевые аудиограммы шестилетнего тугоухого ребенка до и после курса кратковременной слуховой тренировки. Можно видеть, что, во-первых, кривая разборчивости тестовых слов сдвинулась в сторону меньших интенсивностей, во-вторых, стало возможным достижение 100-процептной разборчивости. Этот случай можно считать типичным результатом проведенного эксперимента.

Таким образом, несмотря на небольшую продолжительность, эффект слуховой тренировки был совершенно очевиден, так как отчетливо проявилась тенденция «обучаемости» детей на основе остаточного слуха, резервные возможности которого были использованы ранее недостаточно.

Обращал на себя внимание тот факт, что уровень 20-процентной разборчивости у четырех из шести детей оказался после тренировки ниже среднего тонального порога или совпадающим с ним. Это хорошо видно и в рассмотренном примере. Эти данные еще раз свидетельствуют о том, что дети с резкими понижениями слуха в области высоких частот обучаются понимать речь, пользуясь диапазоном частот до 1000 Гц.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Слухопротезирование у детей":
  1. Тональная и речевая аудиометрия у детей с сохранением слуха
  2. Неиспользованные возможности слуховой системы у детей с нарушением слуха
  3. Средний тональный порог для тугоухих детей
  4. Возможность развития речи у детей с нарушениями слуха в раннем детстве
  5. Значение остаточного слуха для развития речи глухих детей
  6. Проблемы слухопротезирования тугоухих детей
  7. Подбор слухового аппарата детям. Избирательное усиление высоких звуковых частот
  8. Усиление ограниченных частот слуховым аппаратом и их стандартизирование
  9. Слуховой аппарат при тяжелом нарушении слуха и его эффективность
  10. Подбор слухового аппарата по аудиограмме. Слухопротезирование при нисходящей аудиограмме

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: