Средний тональный порог для тугоухих детей

Оценивая полученный в работе фактический материал, мы, конечно, отдавали себе отчет в том, что примененные нами условия проведения речевой аудиометрии (метод ограниченного выбора картинок) являлись значительно облегченными, т. е. обследуемым предъявляли слишком простую задачу. Для получения представления о допускаемой нами степени упрощения было проведено дополнительное исследование на группе нормально слышащих детей (10 человек в возрасте 6—7 лет). Кривая разборчивости тестовых слов для этих детей и их средний тональный порог также отражены на рисунке).
Эта кривая свидетельствует, что задача, которую мы ставили перед тугоухими детьми, действительно была значительно упрощенной.

Фактический материал, полученный в ходе исследования соотношений между данными речевой и тональной аудиометрии у тугоухих детей, вынуждает критически подойти к вопросу о том, какую ценность представляет расчет среднего тонального порога в задачах реабилитации.

Иначе говоря, возникло сомнение в правильности традиционного способа расчета порога, поскольку было показано, что средний тональный порог, определенный этим способом, в действительности (при распознавании речи) порогом не является, а значительно его превышает. Стало ясно, что требуется какой-то иной подход к определению степени потери слуха на чистые тоны, а именно такой, на основании которого можно было бы прогнозировать способность больных с нейросенсорной тугоухостью к восприятию речевых сигналов. Была предпринята попытка выработать новый прием оценки, более адекватно отражающий состояние слуховой функции этих больных.

средний тональный порог
Влияние интенсивной двухнедельной слуховой тренировки на разборчивость тестовых слов (1 и 2). Разборчивость того же тестового материала при нормальном слухе (3).
По оси абсцисс — интенсивность речевых сигналов (в дБ), по оси ординат-—разборчивость речевого материала (в %). 1 — речевая аудиограмма шестилетнего тугоухого ребенка Андрея К. до начала тренировки; 2 —после двухнедельной тренировки', 3 —усредненная речевая аудио-грамма, полученная при исследовании 10 детей с нормальным слухом. Стрелками обозначены средине тональные пороги для тугоухого ребенка и группы детей с нормальным слухом.

Расчет среднего тонального порога стали производить в диапазоне более низких частот, т.е. по порогам слышимости чистых тонов 250, 500 и 1000 Гц. Именно этот диапазон частот, как показали результаты исследования, реально используется тугоухими детьми в процессе становления их речи на основе остаточной слуховой функции.

Поэтому он был назван нами «рабочим диапазоном». Для проверки правильности такого подхода был проведен анализ соотношений между различными уровнями разборчивости тестовых слов и средней потерей слуха к этим трем чистым тонам в группе из 10 детей, у которых было обнаружено несоответствие данных речевой и тональной аудиометрии.

Результаты сопоставления представлены в таблице. Данные таблицы свидетельствуют, что если за точку отсчета взять не традиционный средний тональный порог, а среднее понижение слуха по трем более низким частотам, т. е. в «рабочем диапазоне», то в этом случае соотношение между результатами речевой и тональной аудиометрии «нормализуется».

В частности, исчезают те парадоксальные явления, которые были отмечены и подробно описаны нами ранее. Так, для достижения 20-процентной разборчивости речи, как видно из данных таблицы, всем детям потребовался определенный прирост интенсивности речи над новым средним тональным порогом, составляющий в среднем 4,9 дБ. Разборчивость тестовых слов 50-процептная и тем более 100-процентная требовала еще больших приростов интенсивности речи (в среднем 9,9 и 19,4 дБ соответственно).

средний тональный порог
Сопоставление данных речевой аудиометрии со средней потерей слуха в «рабочем диапазоне частот» (250—1000 Гц)

Интересно отметить, что найденные величины прироста интенсивности, необходимого для того или иного уровня разборчивости речи, удовлетворительно совпадают с результатами, полученными у детей с нормальным слухом в возрасте 6—7 лет.

Таким образом, предлагаемый прием оценки потери слуха позволяет получить действительно «пороговые» величины, отражающие состояние слуховой функции.

Приведенные расчетные данные свидетельствуют в пользу высказанного нами предположения о том, что дети с нейросенсорной тугоухостью, возникшей до развития речи, обучаются дифференцировать речевые сигналы по иным признакам, чем дети с нормальным слухом, т. е. довольствуются ограниченным частотным диапазоном.

Отсюда следует сделать вывод о том, что оценка остаточного слуха с целью выявления потенциальных возможностей его использования для восприятия речи в процессе общения с окружающими должна производиться с учетом состояния наименее пострадавшего участка звукового диапазона, которым реально может воспользоваться тугоухий пациент, т. е. с учетом рабочего диапазона частот [Лях Г. С, Марусева А. М.).

Расчет средней потери слуха в пределах рабочего диапазона частот следует считать более рациональным по сравнению с ранее предложенными приемами, так как этот способ направлен не столько на формальное определение степени утраты слуховой функции, сколько на оценку сохранившихся возможностей пострадавшего анализатора.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Слухопротезирование у детей":
  1. Тональная и речевая аудиометрия у детей с сохранением слуха
  2. Неиспользованные возможности слуховой системы у детей с нарушением слуха
  3. Средний тональный порог для тугоухих детей
  4. Возможность развития речи у детей с нарушениями слуха в раннем детстве
  5. Значение остаточного слуха для развития речи глухих детей
  6. Проблемы слухопротезирования тугоухих детей
  7. Подбор слухового аппарата детям. Избирательное усиление высоких звуковых частот
  8. Усиление ограниченных частот слуховым аппаратом и их стандартизирование
  9. Слуховой аппарат при тяжелом нарушении слуха и его эффективность
  10. Подбор слухового аппарата по аудиограмме. Слухопротезирование при нисходящей аудиограмме

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: