Значение остаточного слуха для развития речи глухих детей

В аудиологической и акустической литературе нам удалось найти данные, косвенно подкрепляющие концепцию о возможности развития речи у детей в условиях ограничения полосы воспринимаемых частот [Miller, Nicely, Rhodes, Edolf e. a.]. Показано, например, что тугоухие от рождения более успешно, чем нормально слышащие, различают фильтрованную речь, не содержащую частот выше 1000 или 2000 Гц.

Поэтому вряд ли следует соглашаться с мнениями тех исследователей, которые считают, что речь ребенка с нарушенным слухом не будет развиваться, если не будет обеспечено восприятие той части речевого диапазона частот, которая в соответствии с представлениями из области физиологической акустики считается наиболее информативной.

Как теоретические исследования, так и практика представляют многочисленные доказательства как раз обратного явления. Дети с нарушенным слухом учатся использовать все доступные им признаки, находящиеся в сфере их остаточного слуха. При этом они обходятся без очень важных, казалось бы, частотных составляющих, расположенных, например, в диапазоне от 1000 до 4000 Гц.

По-видимому, прогнозируя возможности слухоречевого развития тугоухих детей, следует учитывать, что человек с нормальным слухом, решая задачу распознавания речевых сигналов, располагает «избытком» признаков.

оценка остаточного слуха у детей

Вопрос о том, как следует оценивать слух тугоухого пациента, а особенно тугоухого ребенка, нельзя рассматривать как чисто теоретический, оторванный от практических задач реабилитации. Напомним, что с оценкой слуха неразрывно связаны классификация, диагноз, а следовательно, и прогноз.

В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что оценка остаточного слуха по традиционному способу оказывается значительно заниженной. Как велика опасность этого, видно из следующего примера. Большая группа детей (500 человек) была подвергнута тональной аудиометрии, а затем каждая аудиограмма была обработана тремя способами: среднюю потерю слуха определяли сначала в диапазоне частот 500—4000 Гц, затем по традиционной методике (по порогам частот 500, 1000 и 2000 Гц) и, наконец, только в пределах рабочего диапазона (250—1000 Гц).

По мере применения очередного способа происходило существенное перераспределение детей из категории «глухих» в категорию «тугоухих». Так, количество детей с потерей слуха до 70 дБ, т. е. относительно легко обучаемых на основе остаточного слуха, составило при оценке но первому способу всего 36,6%, по второму — 52,5%, а по третьему — 79,3%.

Совершенно очевидно, что в зависимости от способа расчета средней потери слуха существенно меняется представление о распространенности случаев тяжелых понижений слуха, квалифицируемых как глухота. Это обстоятельство является далеко не безразличным, так как оно определяет в конечном итоге планирование организационных мероприятий: открытие специализированных детских учреждений для глухих и тугоухих, оснащение их звукоусиливающей аппаратурой, выбор метода обучения детей [Лях Г. С, Марусева А. М.].

Таким образом, все приведенные данные позволяют прийти к заключению о том, что в процессе слухоречевого развития пациентов с нисходящим типом аудиометрических кривых активно используется только часть спектрального диапазона, которую мы назвали рабочим диапазоном частот. Ориентировочно можно указать, что верхняя граница этого диапазона располагается в области частоты 1000 Гц. Об этом свидетельствует факт удовлетворительной корреляции данных разборчивости речевого материала со средним тональным порогом, вычисленным в диапазоне 250—1000 Гц. Таковы общие соображения.

Однако известно, что рельеф нисходящих аудиограмм индивидуально различен: он может содержать более или менее резкие перепады пороговых интенсивностей в определенных участках частотной шкалы. Поэтому при решении конкретных задач, например при подборе слухового аппарата, потребуется уточнение верхней границы рабочего частотного диапазона, т. е. получение представления об индивидуальном рабочем диапазоне частот.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Слухопротезирование у детей":
  1. Тональная и речевая аудиометрия у детей с сохранением слуха
  2. Неиспользованные возможности слуховой системы у детей с нарушением слуха
  3. Средний тональный порог для тугоухих детей
  4. Возможность развития речи у детей с нарушениями слуха в раннем детстве
  5. Значение остаточного слуха для развития речи глухих детей
  6. Проблемы слухопротезирования тугоухих детей
  7. Подбор слухового аппарата детям. Избирательное усиление высоких звуковых частот
  8. Усиление ограниченных частот слуховым аппаратом и их стандартизирование
  9. Слуховой аппарат при тяжелом нарушении слуха и его эффективность
  10. Подбор слухового аппарата по аудиограмме. Слухопротезирование при нисходящей аудиограмме

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: