Медико-генетическая помощь детям в нашей стране. Подготовка врачей-генетиков

Медико-генетические консультации, детские больницы и поликлиники в нашей стране без ограничения оказывают медико-генетическую и профилактическую помощь детскому населению. Всем больным детям при необходимости предоставляется место в соответствующем стационаре. Врачу-генетику или врачу-педиатру предварительно требуется осведомительная работа с родителями о необходимости углубленного обследования и квалифицированного лечения. Нельзя отказывать в лечении безнадежно больным детям, так как это психологически убивает если не самого больного, то его родителей или близких родственников. После госпитализации ребенка как сам больной, так и его родители и окружающие находятся в состоянии ожидания. Их тревожат вопросы: опасна ли наследственная болезнь, как долго будет продолжаться, не будет ли осложнений, как отразится болезнь на дальнейшем здоровье и потомстве больного и т.д. У врача ждут помощи, чтобы преодолеть болезнь и получить положительные результаты лечения.

В больнице размещение больного и его общение может принимать различные формы, что должно быть регламентировано правилами внутреннего распорядка. В одних случаях ребенок может один находится в палате с другими детьми, в других - необходимо размещение ребенка в изоляторе с родителями или ближайшими родственниками, в ряде случаев требуется постоянный уход, особенно за ребенком с ограничениями в нервно-психическом развитии и т.п.

Еще далеки от полного разрешения положения о правоотношениях между врачом и больным, врачей между собой, врачей с медицинскими работниками других категорий. Несомненно, однако, что взаимоотношения работников всех рангов в медицинском учреждении должны быть житейски просты и безукоризненны. Эти проблемы мало разработаны в генетической клинике, так как специальных отделений для больных с наследственной патологией еще мало в структуре лечебно-профилактических учреждений.

Выявленные недостатки в работе и замечания и другие меры наказания должны быть высказаны вне палаты, вне прочих лечебных помещений. Оскорбительные замечания старших по должности или званию коллег в присутствии больных не только неуместны и подрывают авторитет врача, но и нарушают слаженную работу и ее гармоничность. Воспитание персонала должно идти по пути формирования согласованности действий, лучшей постановке работы. Замечания или необходимые указания достигают цели, если делаются при индивидуальном собеседовании.

генетическая помощь детям

После обучения в институте у некоторых врачей имеется ограниченный запас знаний и отсутствует интерес к повседневной медицинской деятельности. В связи с особенностями профессии врача-генетика и специалистов в области клинической генетики (необходимость высокой профессиональной подготовки) за последние годы основная специальность по генетике требует подготовки через клиническую интернатуру или клиническую ординатуру.

После обучения в медицинских институтах у молодых врачей недостаточно генетических знаний вообще и в области клинической генетики в частности. Поэтому, придя работать в медико-генетическое учреждение, врач должен постоянно учиться, расти как специалист, он должен почувствовать, работает ли он в творческом коллективе или видит работу с использованием старых методов, формальность и отсталость стиля работы.

Может оказаться, что окружающие его лица работают, используя устаревшие формы труда. В последнем случае врачу труднее будет добывать новые знания, ему самостоятельно придется внедрять новый стиль работы, чуждый равнодушию, парадности, организованной немощи. При этих обстоятельствах врач должен найти в себе силы и проявить творческую инициативу, увлечь передовых людей за собой, направить силу и энергию на улучшение всех сторон лечебного и профилактического направления свой деятельности, особенно обслуживания детского населения.

Стать специалистом, высококвалифицированным клиническим генетиком требует большого труда, знаний, критического отношения к полученным сведениям и результатам обследования больных. Но путь настойчивого труда, постоянного совершенствования в знаниях, сомнений и коллективного разбора клинических случаев - единственный путь роста квалификации врача-генетика. В медико-генетической практике нередко постановку диагноза можно приравнять к проведенному научному исследованию - слишком труден путь проникновения в генотип больного, идя от клинического признака или фенотипа в целом.

Современный прогресс в области изучения генетических основ здоровья и болезни столь стремителен, что без постоянных пополнений знаний, использования информационной техники и компьютерных баз генетических данных, невозможно находиться на высоком профессиональном уровне. Вместе с тем односторонний подход к болезни, техницизм и механическое мышление принижают клиническое, генетическое и, если говорить в более широком смысле, экологическое мышление врача-генетика.

Для работы врача-генетика, кроме самообразования, необходимо повышать квалификацию на курсах специализации и повышения квалификации в области организационных основ оказания медико-генетической помощи, диагностики, методов лечения и профилактики врожденной и наследственной патологии. Нужно признать, что параллелизма между повседневной медико-генетической практикой и научным ростом врача не существует. Напротив, сочетание научного подхода к практической деятельности с научным творчеством обогащают багаж медико-генетических знаний врача-практика и врача-исследователя.

- Читать далее "Требования к врачу-генетику. Деонтология генетика"

Оглавление темы "Этика и деонтология в генетике":
1. Проблемы работы с детьми в генетике. Деонтология в генетике
2. Профилактика наследственной патологии. Биоэтические проблемы
3. Методы дородовой диагностики. Кому принадлежит эмбрион с наследственной патологией?
4. Принципы этики и деонтологии врача генетика. Работа с детьми с наследственной патологией
5. Деонтология в генетическом стационаре. Медицинская сестра генетического стационара
6. Медико-генетическая помощь детям в нашей стране. Подготовка врачей-генетиков
7. Требования к врачу-генетику. Деонтология генетика
8. Повышение квалификации врача-генетика. Стиль общения врача-генетика с пациентом
9. Психология врача-генетика. Психотерапия в генетическом стационаре
10. Правила ВОЗ при медико-генетическом консультировании. Этические требования при генетическом тестировании

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: